Авторские материалы Портовая пробка: глобальный логистический кризис принес России, кроме выгод, ряд проблем
Персоны
Портовая пробка: крупнейшие приморские грузовые площадки – порты Владивостока и Восточный – забиты контейнерами. Предложение новых логистических маршрутов между Европой и Юго-Восточной Азией привлекло массу клиентов. Но портовая инфраструктура не позволяет их быстро обрабатывать. Как результат – под угрозой срыва "северный завоз" в отдаленные регионы России, где навигация заканчивается уже через несколько дней. Подробности – у обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.
Подходи – подешевело! Так, слегка переиначив поговорку, можно описать происходящее в крупнейших портах Приморья – Владивостокском морском торговом и в Восточном. С начала года несколько ведущих логистических операторов предложили своим клиентам новые маршруты – через Россию. Контейнеры прибывают в Находку или Владивосток, там их сразу ставят на железнодорожные платформы, и дальше напрямую они мчат до портов Санкт-Петербурга и Калининграда либо на польскую сортировочную станцию Малашевиче. Даже с учетом двойной перегрузки товар из условной Японии попадает в условный Роттердам таким путем на 10 – 15 дней быстрее, нежели на судне через Суэцкий канал. А поскольку тариф этой перевозки оказался еще и на треть дешевле, от клиентов отбоя не стало.
По данным РЖД, с января по сентябрь контейнеров по России было перевезено больше, чем за весь прошлый год. Но слишком много хорошо иногда тоже бывает плохо. В портах – пробки, говорит вице-президент одной из крупнейших российских транспортных компаний – FESCO – Герман Маслов.
МАСЛОВ: Это привело к скоплению, во-первых, большого количества судов на рейдах терминалов в Восточном и во Владивостоке и, соответственно, накоплению достаточно большого количества грузов, разного типа грузов – транзитного, экспортного, импортного и в том числе каботажного в портах Дальнего Востока Российской Федерации.
Каботажные грузы – те, что отправляются дальше в российские порты. В том числе и "северный завоз". 164 больших контейнера, 72 единицы техники и 77 единиц негабаритного груза ждут сегодня отправки из Приморья на Чукотку. По информации правительства автономного округа, нет свободных судов, нет свободных контейнеров для погрузки. При том 20% продовольствия на зиму в округ еще не доставлено. Ситуация эта – самая сложная, поскольку ночью в Анадыре -35. Акватория порта замерзла, и хотя туда прибыл атомный ледокол "Вайгач", проводка судов к столице округа теперь – крайне затруднительна.
На Камчатке продукты завезены почти все, но задерживается подвоз стройматериалов. Однако в Петропавловский порт суда все же могут свободно ходить круглый год.
Владимир Путин поручил главе Минтранса Виталию Савельеву навести порядок с доставкой всего необходимого в отдаленные регионы как можно скорее. И доложить об этом председателю правительства. И сегодня во Владивостоке были образованы оперативные штабы с участием профильных министерств, компаний, которые заняты в перевозках, а также – регионов, куда эти перевозки адресованы. Это Камчатский край, Магаданская область и Сахалин – вода у них пока открыта. И уже сейчас работа по снабжению идет в авральном режиме. Без выходных и круглосуточно работает владивостокский порт, отмечает Герман Маслов.
МАСЛОВ: Мы обрабатываем каботажные суда на 3 терминалах, тогда как суда других линий обрабатываются только на 2, то есть мы специально выделили больше причальной стенки под обработку каботажного флота. За последние полтора месяца мы приняли около 60 судозаходов в каботажном направлении и вывезли около 35 TEU. TEU – это эквивалент 20-футового контейнера. Мы отправили их с грузами на Камчатку, в Магадан, на Сахалин и Чукотку. На сегодня на ВМТП хранится чуть более 2 тысяч TEU, они в ближайшие 2 – 3 недели будут отправлены в регионы.
Глобальный логистический кризис, таким образом, принес России, кроме очевидных выгод, и ряд серьезных проблем. И развязывать их, по мнению генерального директора компании VIGtrans Натальи Минаковой, придется не только в приморских портах.
МИНАКОВА: Порты Владивостока зажаты городом, они не могут увеличить быстро свою мощность, чтобы принимать и отправлять грузы. Отправка грузов, насколько нам подтвердили все порты, идет по строго согласованному графику. Безусловно, если бы порты увеличить, они бы быстрее освобождались и обрабатывали грузы, но здесь есть такой парадокс: на станциях приема, как, например, в Московском узле (это и Ховрино, и Ворсино), тоже столкнутся с проблемой накопления грузов. В этой цепочке нет такой бреши, которую нужно починить, здесь нужно каждому блоку в цепочке увеличивать свои мощности.
По статистике, оборот контейнеров в порту Восточном города Находки вырос на 20%. И руководство приняло решение постепенно прекратить перевалку угля и сосредоточиться впредь на контейнерах. Уголь же в приморских портах – это не только экспорт за рубеж, но и поставки в российские регионы, куда другой транспорт попасть не может.
В этой связи в Минтрансе, пока в теории, обсуждается идея изменить условия аренды портовой инфраструктуры, принадлежащей государству, так, чтобы грузы государственного значения транспортные компании-арендаторы обслуживали в первую очередь.