Авторские материалы "Чёрная пятница" для вашего кошелька: как не стать жертвой фейковых интернет-магазинов

27 ноября 2021, 04:41

Персоны

К старту недели распродаж без устали готовились не только торговцы, но и кибермошенники – в нынешнем сезоне будет побит рекорд по числу фальшивых интернет-магазинов, которые подменой в адресе одной буквы или цифры уведут покупателя в мир по ту сторону закона, откуда его деньги назад, скорее всего, не вернутся. По оценкам экспертов, преступники могут украсть в эти дни более 300 миллионов рублей. Желание приобрести что-то с огромной скидкой не должно затмевать разум. Подробности – у обозревателя "Вестей FM" Сергея Артемова.

Многие покупатели в предстоящую неделю онлайн-распродаж столкнутся с разочарованием. Долгожданных приобретений они так и не увидят. А вот деньги потеряют. По примерным оценкам, около 300 миллионов рублей могут уйти киберпреступникам на волне дисконтного ажиотажа, говорит главный аналитик компании защиты информации Zecurion Владимир Ульянов.

УЛЬЯНОВ: Сам по себе вот этот ажиотаж, который возникает вокруг тематических распродаж (это не только "черные пятницы", к примеру, или же "киберпонедельники"; периодически в течение года они часто проводятся), где с одной стороны – покупатели, а с другой – продавцы, они все тоже это подогревают. Соответственно, объемы продаж в эти дни резко возрастают. А там, где есть деньги, там, конечно же, активизируются и мошенники.

За валом различных скидок, публикуемых в Интернете, предложения мошенников очень хорошо маскируются. Ну и понятный вроде бы всем элемент психологии, на который между тем постоянно клюют не очень внимательные пользователи Сети, добавляет Владимир Ульянов.

УЛЬЯНОВ: Надо понимать, что бдительность пользователей притупляется, потому что когда человек видит эти огромные скидки в 90% и даже больше, какие-то яркие красные и черные ценники, даже понимая, что тут может быть обман, что такого не может быть, когда хороший ходовой товар продается по цене в 3 раза дешевле, человек все равно переходит по этой ссылке, вводит данные карты или какие-то еще действия предпринимает, которые, собственно, и нужны мошеннику, чтобы деньги у человека украсть, своровать.

Размер денежных потерь, если человек все же зашел не туда, напрямую зависит от времени, прошедшего после совершения ошибки, говорит старший юрист юридической фирмы "Косенков и Суворов" Василий Хохлов.

ХОХЛОВ: Я бы рекомендовал как можно быстрее обратиться в свой банк, попытаться отозвать транзакцию, признать ее ошибочной, так сразу и сказать, что "введён в заблуждение, был вынужден отправить деньги не тому лицу, которому изначально рассчитывал". Банк имеет возможность в течение определенного промежутка времени транзакцию вернуть, если замечена ошибка очень быстро, допустим, в течение пары часов, не более. В противном случае – сейчас быстро транзакции обрабатываются, и банк уже не сможет её отменить, она уже находится в другом банке, к сожалению.

Действовать быстро – хороший метод, когда становится ясно, что деньги перечислены мошенникам. Но это осознание тоже не приходит само по себе, продолжает юрист. Первым характерным признаком обмана станет отсутствие чека после оплаты покупки.

ХОХЛОВ: Отправили и поняли, что произошло что-то не то. Не пришел чек, который вы ожидаете на почте, или пришло что-то непонятное – неофициальный документ, который подтверждает совершение покупки, потому что, как правило, мошенники никаких чеков не отправляют: это может быть письмо или какая-то СМС, не содержащие в себе признаков кассового чека.

А если спохватились поздно, то остается писать заявление в полицию. Впрочем, это – почти безрезультатное дело. И качество работы полиции здесь – ни при чем, отмечает Василий Хохлов.

ХОХЛОВ: Деньги можно вернуть и пресечь совершение преступления до того момента, когда их получает мошенник. Как правило, они уходят сразу на другой счет, с другого счета – на третий. Вернуть их уже невозможно. Шансы при обращении в полицию не сказать чтобы очень существенные.

Разбирательство всегда будет долгим и непростым, потому лучше быть внимательными изначально. Жертвами мошенников не становятся покупатели, имеющие постоянные аккаунты в интернет-магазинах или их мобильных приложениях. Там покупки производятся привычно в пару кликов. Но искушение все же бывает велико, когда внезапно перед глазами возникает уж очень привлекательная реклама, зовущая на сайт нового магазина. Осторожность – прежде всего, говорит юрист.

ХОХЛОВ: Я бы не рекомендовал в период таких акций переходить по рекламным ссылкам, которые в топе выводятся. То есть если вы вводите адрес – название магазина, который вас интересует, лучше немного пролистать страницу вниз и перейти по ссылке, которая не является рекламной, которая не находится в топ-3 поисковика. Потому что мошенники вкладывают денежные средства для продвижения своих мошеннических схем – пытаются разместить свои магазины в топе поисковиков.

А вот рекомендация прежних лет тщательно просматривать юридические документы магазина – пользовательское соглашение, договор оферты – уже неактуальна. Теперь это чаще потеря времени. Злоумышленники легко копируют такие тексты с сайтов приличных продавцов и размещают их у себя. Совет же отдавать предпочтение магазинам из доменной зоны .ru – хорош, но тогда внимательно надо глядеть на само название магазина. Не та или лишняя буква либо цифра быстро обернутся убытками.

Между тем есть – и он, как правило, работает в пользу покупателя – старый "аналоговый" метод проверки перед покупкой. Мошенники, конечно, готовятся к распродажам, но все же не настолько глубоко, полагает Василий Хохлов.

ХОХЛОВ: Если время позволяет – связаться по контактному номеру и уточнить информацию в контакт-центре. Это может быть сверка артикула товара, то есть мы видим, условно там, пылесос за тысячу рублей вместо 10 тысяч, допустим. Можно позвонить в контакт-центр и уточнить. Как правило, мошенники в период таких акций не содержат контакт-центров – это точечные, кратковременные, скажем так, страницы, которые просуществуют пару дней, и они рассчитаны на невнимательность.

Можно устроить проверку и на порталах, где есть сведения о регистрации сайтов. Например, nic.ru и reg.ru. Если "срок жизни" интернет-магазина там будет в пределах недели-двух, почти 100% гарантии, что этот магазин вовсе не для торговли создавался. И те же ноябрьские даты, но прошлых лет, тоже должны насторожить: вероятно, мошенники не прочь использовать и старые приманки.

К сожалению, шансов угодить в финансовую ловушку ежегодно прибавляется – фейковых интернет-магазинов становится все больше, констатирует Владимир Ульянов.

УЛЬЯНОВ: По статистике предыдущих лет – да, можно это подтвердить, потому что технологии развиваются, опять же, все больше денег приходит в эту отрасль. Как раз тут всё больше инструментов используется для привлечения покупателей. Поэтому в целом сегмент активно растет – как естественным образом, так и в том, что касается мошеннической стороны.

Если покупка безопасна, то она куда лучше самой заманчивой сомнительной сделки. И еще об одном напоминают эксперты: при онлайн-заказе товаров надо всегда включать антивирусные контроллеры. Быть может, мошенникам не нужно немного ваших денег, но они намерены запустить вирус, который украдет данные доступа ко всем счетам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация