Хочу всё знать Мой район. История Гагаринского района
Персоны
А.ВЕСЁЛКИН: Дорогие товарищи дети, дорогие товарищи взрослые, всем замечательного доброго утра зимнего. Денис Николаев, Денис Евгеньевич, доброе утро, здравствуйте.
Д.НИКОЛАЕВ: Здравствуйте, доброе утро, Алексей Алексеевич Весёлкин. И мы вновь отправляемся изучать историю Москвы. Мы знакомимся с районами и сегодня на очереди один из самых интеллектуальных и благоустроенных районов столицы Гагаринский, расположенный в Юго-Западном административном округе. Он примыкает к центру Москвы. При этом благодаря ключевым магистралям, проходящим по его границам, хорошо связан с другими районами города.
Гагаринский район расположен на землях нескольких бывших селений, самое известное из которых Андреевская слобода, находившаяся рядом с Андреевским монастырем. И первое упоминание о монастыре и прилегающему к нему селе относится аж к 1547 году. Официально в границы Москвы земли нынешнего Гагаринского района были включены только в 1960-х, когда здесь развернулось строительство главного здания РАН, Российской Академии наук и ряда научно-исследовательских институтов.
Сегодня Гагаринский сохраняет и преумножает славу района интеллектуального и престижного, постоянно прирастает спортивной инфраструктурой, благоустроенными зонами отдыха и объектами социальной направленности. И ближе с районом нас по традиции познакомит историк, экскурсовод, филолог, историк Москвы, дизайнер, фотограф, телерадиоведущий Филипп Смирнов. Филипп, здравствуйте, рады вас слышать.
Ф.СМИРНОВ: Здравствуйте, тоже рад вас слышать сегодня.
А.ВЕСЁЛКИН: Добрейшее утро, Филипп. Давайте сразу к истории района Гагаринский, именно района, и как он образовался. Ведь мы вот этими районами называем территории некоторые, но ведь какие-то же решения были и какая-то логика, наверное, была, для того чтобы объединить несколько территорий разрозненных, селений в один район в результате. Для удобства ли или для чего ли? Как он образовался?
Ф.СМИРНОВ: Образовался он, собственно, в поздние уже времена, в постперестроечные. Деление административное Москвы на такие районы было вызвано рядом хозяйственных, на самом деле, соображений. То есть объединялись некоторые территории, в общем и целом, исходя или из количества народонаселения, или из обеспеченности инфраструктурой, или из качественного состава населения, и соответственно в одном районе может быть больше школ, меньше школ или больше каких-то спортивных сооружений, или меньше их.
Деление, тем не менее, планируется замечательной организацией, которая называется Научно-исследовательский институт и практический Институт Генерального плана развития столицы, где в течение уже 75 лет сидят ученые, которые придумывают, как все-таки разделить правильно город. И до революции Москва делилась одним образом, скорее, по полицейским документам, она делилась на части и на участки. Уже после революции сначала были крупные образования, а уже в постсоветское время, собственно, округа появились, и в округа включены и районы.
И вот Гагаринский район, про который мы сегодня разговариваем, он в действительности был присоединен только в 1960-е годы. Хотя по его землям проходила, вот, считай, весь XX век дорога в главный на тот момент московский аэропорт «Внуково». И вот это вот шоссе, которое вело в сторону аэропорта и из аэропорта, собственно, в момент, когда Юрий Алексеевич Гагарин прилетел из космоса, а потом прилетел в Москву от места посадки, его, естественно, встречали все жители Москвы, которые собрались к этому моменту вдоль всего Ленинского проспекта.
И из-за этого кортеж с первым космонавтом Земли шел очень медленно, но, тем не менее, люди висели на фонарях, смотрели на кортеж, на открытую машину, в которой ехал Юрий Алексеевич, и он приветствовал всех, и они в этот момент как раз возвращались из аэропорта «Внуково» и двигались в сторону московского Кремля.
Д.НИКОЛАЕВ: Именно поэтому памятник поставили на площади Гагарина?
Ф.СМИРНОВ: Да, на месте наиболее такого, ну, скажем, для Москвы помпезного и замечательного места встреч. Потому что, на самом деле, ансамбль площади Калужской заставы, который мы с вами наблюдаем, собственно, на площади Гагарина, это самая большая площадь Москвы.
У нас вообще в городе если площади есть, то они как-то, ну, не особенно сильно нами осознаются, как площади, потому что это, либо какая-то большая транспортная развязка, либо некоторое пространство, которое называется площадью, но очень сложно понять границы, как, например, на Театральной и Площади революции. Мы не можем с вами понять, какая из них какая. Или там площадь Славянская и Варварских Ворот, тоже непонятно, где проходят границы.
А здесь еще в 1940-е годы начали строить два таких парадных дома, очень красивых, больших, они такие с полукруглыми корпусами.
А.ВЕСЁЛКИН: Да, да, они изогнуты. Там геометрия такая интересная, как такие лежачие ворота. То есть ты въезжаешь как бы в Москву.
Ф.СМИРНОВ: Да, да, вот и получается, это некоторый такой парадный въезд. Еще они украшены сверху скульптурами, которые в прошлом и позапрошлом году отреставрировали. Одни скульптуры посвящены труду, а другие скульптуры посвящены военному подвигу. И вот, собственно, они, таким образом, как бы приветствуют, рассказывают про историю города отчасти и молчаливо наблюдают за всем тем, что происходит непосредственно в самом городе.
А с памятником Юрию Алексеевичу получилась довольно забавная история. Ведь этот памятник очень часто во всякого рода краеведческих тестах, которые очень любят в последнее время средства массовой информации, вот все как бы проверяют знания москвичей при помощи этого замечательного памятника.
Ну, во-первых, всегда спрашивают, куда обращен его взор. И очень многие не могут ответить, что он все-таки смотрит в область, то есть куда-то в перспективу, не в Москву, а из Москвы. А второй вопрос, который задают довольно часто про этот памятник, это вопрос о том, как его называют местные жители.
У местных жителей, действительно, сложилось такое народное название почти сразу после появления памятника в 1980-е годы, его стали называть «мужик с чемоданами». Потому что у него очень интересная такая характерная поза. Он сам превращен как бы в ракету скульптором, и из-за этого у него так слегка опущены ладони, вытянуты вдоль тела, опущены, как будто вот чемоданы он только что собирается взять.
Д.НИКОЛАЕВ: Хулиганство, да.
Ф.СМИРНОВ: Да, ну, это такое народное хулиганское название. Но, тем не менее, памятник представляет собой очень интересную достопримечательность района, потому что это второй в Москве памятник, сделанный из космического металла, он сделан из титана, это очень такая интересная композиция. Есть еще рейтинг высотности памятников, и в этом рейтинге он занимает одну из лидирующих позиций, это одна из самых высокий композиций, установленных в нашем городе.
Ну, титан очень прочный материал и очень сложный в обработке. И, скорее всего, в следующем году, тем не менее, на этом памятнике будут производиться реставрационные работы, потому что его каркас уже нуждается как раз в том, чтобы его укрепить.
Д.НИКОЛАЕВ: А каркас тоже титановый?
Ф.СМИРНОВ: Нет, каркас обычный металл, но титан ни с кем не реагирует, то есть, там нет коррозии, а просто нужно укрепить. Потому что очень активная деятельность идет, и потом, представьте себе, какой безумный трафик. Потому что площадь, при всем том, что она самая большая, она еще соединяет между собой, действительно, такие ведущие магистрали.
А.ВЕСЁЛКИН: Ну, да, там развязка серьезная такая и вот постоянно меняющееся это движение. Ну, мне, кстати говоря, может быть, даже хорошо, что сейчас примутся за этот памятник. Единственное, что при том, что он в свое время его выставляли в совершенно другой городской среде, то есть там спокойно было, и это такая была доминанта, и вокруг, собственно говоря, автомашин-то не было. И в силу того, что рядом ничего не горело…
Ф.СМИРНОВ: Зато была железная дорога.
А.ВЕСЁЛКИН: Ну, да, но я хочу вот, что сказать, что рядом никаких световых пятен в то время, когда памятник появился, не было. Он, в любом случае, был доминантой. Мне кажется, что есть смысл поразмыслить над тем, как этот памятник еще подчеркнуть сейчас, как осветить его. Потому что есть возможности сделать из него, действительно, уникальный совершенно объект. Тем более, так сказать, ночью, когда он будет туда взлетать уже без чемоданов, чтобы освободить его, Юрия Алексеевича, чтобы он стремился, так сказать, в космос обратно, можно подчеркнуть это очень эффектно.
Я серьезно, Денис Евгеньевич, подчеркнуть то, что он на фоне вот этой вот изогнутой композиции домов этих больших, можно сделать потрясающую совершенно эффектную такую композицию, удивительную, потому что для этого инструменты есть. Ну, это я так, понимаете, мне кажется, что заслужил.
Д.НИКОЛАЕВ: Мне кажется, если же близко к моему, аплодисменты за идею, да, но он, на самом деле, до сих пор смотрится очень величественно. Я часто мимо него проезжаю и прохожу, и он восхитителен.
А.ВЕСЁЛКИН: Гагаринский район, именно там мы находимся. Мы достаточно подробно поговорили о памятнике Юрию Алексеевичу Гагарину. Давайте тогда скользнем уже вглубь времен. Андреевский монастырь у подножия Воробьевых гор, расскажите, пожалуйста, и о нем еще такие интересные какие-то вещи поподробнее. Видите, какой диапазон у нас от монастыря, так сказать, к космосу, или от космоса к монастырю.
Ф.СМИРНОВ: Да, тем более что они все находятся в такой непосредственной близости. Перед тем, как, собственно, от памятника Юрию Алексеевичу Гагарину попасть к Андреевскому монастырю, нужно пройти мимо здания Президиума Российской Академии наук. Здание Российской Академии наук, такое всем известное, большое с очень интересной модернистской композицией на крыше, из-за которой это здание получило прозвание «золотые мозги», так его называет вся Москва. Непосредственно у него…
А.ВЕСЁЛКИН: Извините, Филипп, это вы имеете в виду современное здание вот это вот?
Ф.СМИРНОВ: Да, да, современное здание.
А.ВЕСЁЛКИН: Потому что есть же здание старое Академии наук, и там, кстати говоря, Денис Евгеньевич, вот имейте в виду…
Д.НИКОЛАЕВ: Золотых мозгов нет.
А.ВЕСЁЛКИН: Нет, дело не в этом, там в самом дворе установлен фонтан, между прочим, который был раньше на Лубянской площади, его туда перенесли. Вот знаменитый фонтан, где поили лошадей извозчики и набирали воду москвичи, вот он стоит во дворе Академии наук напротив старого здания, имейте в виду.
Д.НИКОЛАЕВ: Это замечательно, давайте вернемся в Гагаринский район.
А.ВЕСЁЛКИН: Да, да, а это Гагаринский район и есть.
Ф.СМИРНОВ: Это Гагаринский район и есть, конечно же. Просто Академия наук сидит не в одном здании, естественно. Здание Президиума это бывший Александринский дворец, он находится на одном берегу Андреевского оврага. А на другом берегу, собственно, стоит сам Андреевский монастырь.
И вот Андреевский монастырь известен тем обстоятельством, например, что в свое время один из ближайших соратников Ивана Грозного Фёдор Ртищев пригласил в Россию несколько десятков монахов, говорящих на греческом языке, для того чтобы они произвели сверку священных книг. И разместили их непосредственно на территории Андреевского монастыря. Таким образом, получается, что прообраз, собственно, Академии наук, то есть некоторого рода места, где собираются ученые люди, которые должны осуществить сверку перевода, это вот непосредственно Ртищевская Академия, которая находилась на территории Андреевского монастыря.
Но помимо всего прочего есть еще интересная подробность. Очень небольшое число людей знает, что над Андреевским монастырем в непосредственной близости от здания как раз Российской Академии наук находится вторая смотровая площадка Гагаринского района, не основная, которую мы все знаем на Воробьевых горах, а вот маленькая площадочка, с которой открываются отличные виды на московские салюты. И там только знатоки собираются. И я думаю, что после передачи, конечно, появится гораздо больше любителей посмотреть на салюты, которые случаются на всякие праздники.
Но люди приходят туда и получают очень интересное личное ощущение, когда ты стоишь и у тебя с одной стороны XVI век у подножия твоего маковки монастыря, с твоей правой руки оказывается Нескучный сад со всевозможными вещами XVIII, XIX и XX веков. По твою левую руку уходит наверх парк Воробьевы горы, это природный заказник, в котором водится огромное количество краснокнижных животных, где очень приятно гулять, где дорожки подсвечены, все очень цивилизованно.
Потому что жители Гагаринского района, если уж говорить про вообще устройство нашего города сегодня, это, наверное, одна из самых активных социальных групп, которая существует в Москве. Есть у них районные паблики, в которых жители активно обсуждают всевозможные вопросы благоустройства, в том числе, и очень активно реагируют и взаимодействуют с властями, например, в рамках программы «Мой район».
Благодаря их всяким предложениям появляются интереснейшие вещи, связанные не только с историей города, но и современные актуальные истории. Например, на улице Косыгина совсем недавно во внутридворовых пространствах появился фонтан, ну, такой уже современный, конечно, построенный не по проекту скульптора Витали, а вот как-то современный какой-то скульптор нашелся.
Но, тем не менее, это тоже очень такая интересная вещь, потому что как-то нестандартный подход, есть и спортивные площадки, есть какие-то типовые, скажем, детские площадки, а здесь совершенно такой индивидуалистический подход к благоустройству собственного жизненного пространства. И вот это меня очень радует в этом районе точно.
Если говорить про другие достопримечательности, на которые мы, как правило, ну, то ли не обращаем внимания, то ли как-то не всегда имеем возможность их увидеть, есть, например, замечательный комплекс, стоящий в самом начале улицы Косыгина, это дома 2 и 4, это так называемая Мамонова дача. Это один из, владельцем был один из героев войны, Отечественной войны 1812 года, который жил здесь довольно отшельником, и которого посещал в свое время император Александр I, который планировал на месте Мамоновой дачи воздвигнуть, собственно, Храм Христа Спасителя, ну, по другому проекту. Не по проекту Константина Тона, а по проекту другого архитектора.
Но потом подумали, что все-таки это, во-первых, загород в тот момент был, а, во-вторых, нехорошо отнимать у собственника его земли.
А собственник продал, тем не менее, эту дачу, и на этой даче стали выращивать всякие редкие растения, пользуясь тем обстоятельством, что здесь такой склон, на который попадает солнце. И выращивали растения, а затем снабжали этими растениями весь город.
Д.НИКОЛАЕВ: Филипп, как вас ни жалко перебивать, но у нас закончилось все время. У нас на связи был Филипп Смирнов, историк Москвы. Изучали Гагаринский район. Перемена.
Хочу всё знать. Все выпуски
- Все аудио
- 20 тысяч лье под водой
- 80 дней вокруг света
- Let it bee
- Астрономия
- Биология
- Богатыри. Загадочный мир прошлого
- Большое путешествие: Русская Африка
- В гости к папуасам: по следам Миклухо-Маклая
- В мастерской художника
- Внеклассное чтение
- Вокруг света за 80 изобретений
- Галактика эмоций
- География
- Двенадцать подвигов Геракла
- Живые ископаемые
- Жизнь замечательных идей
- Затерянные во льдах
- Затерянный мир
- Звёздная величина: Циолковский
- Искусство
- История
- История России
- Как это устроено
- Классическая музыка
- Книга джунглей
- Красная книга Земли
- Круговорот природы
- Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского
- Культурология
- Курс повышения знаний
- Летние чтения
- Литературоведение
- Математика
- Мир глазами художника
- Мифы Древней Греции
- Мифы и легенды Древнего Востока
- Музыкальная литература
- ОБЖ
- Окружающий мир
- Острова мира
- Открытие Антарктиды
- Парадоксы языка
- Простая математика
- Путешествие Нильса с дикими гусями
- Пётр I
- Развитие мышления
- Реки мира
- Риторика
- Родительский час
- Русский язык