Авторские материалы Не только нефть и газ: российские продукты активно завоёвывают зарубежные рынки

8 декабря 2021, 14:11

Персоны

Российские продукты прочно обосновываются на полках зарубежных магазинов и в ресторанах. Наиболее востребованы за границей отечественные рыбные консервы, крупы, шоколад и мороженое. Основные экспортеры наших продуктов – Индия, Сербия, Китай, страны Латинской Америки и ближайшие соседи из СНГ. Так, кондитерские изделия мы поставляем в 92 страны. И по уровню продаж шоколада даже обогнали нынче Швейцарию. С чем связана популярность российских продуктов за рубежом, выяснила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Не только нефть, газ и древесина, но и продовольствие: большой популярностью за рубежом в последнее время пользуются российские крупы, каши, кондитерские изделия, мороженое, рыба, мясо, курица. Так, например, в пандемию, когда были проблемы с продовольствием, на прилавках сербских магазинов появился знаменитый с советских времен "Завтрак туриста". Причем он прочно занял в этой нише свое место – поставки только растут. Рыбоконсервный комбинат из Нижневартовска поставляет не только в Сербию, но и Китай, и Казахстан продукцию из местных рыб: щуки, язя, окуня, плотвы. Северные деликатесы, отличающиеся своей экологичностью, давно уже одни из самых желанных за рубежом. Рыба из чистейших водоемов Ямала, приправленная лишь солью, считается одним из главных российских деликатесов. Консервы из Салехарда экспортируют в Казахстан. На очереди – рынки Белоруссии, Киргизии и Армении, рассказывает исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков.

ВОСТРИКОВ: Речь не только о поставках рыбных консервов, но и свежей рыбы. Действительно, они составляют значительную часть в экспорте российской продукции. Кондитерка разнообразная. У нас – технологии мирового уровня. Из того, что поставляется на сегодня, – это мясо. Потому что в некоторых странах мы смогли "пробить" ветеринарные ограничения; курица и свинина у нас поставляются на рынок Китая.

Большой спрос в Китае на гречку, черный рис и другие крупы. Компания из Челябинска успешно экспортирует продукцию из промышленной конопли, которая не относится к наркотическим сортам, но зато содержит огромное количество полезных веществ. Конопляное масло и высокопротеиновая мука, ядра семян, по вкусу очень напоминающие кедровый орех, конопляные конфеты и сгущенку закупают Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Киргизия. Интерес уже проявляют страны Восточной Европы и Лаоса, Вьетнама и Таиланда. Сегодня экспорт вырос до 10%; сейчас оформляется сертификат, необходимый для поставок в Европу.

В чем секрет такого интереса к нашей продукции? Мы научились правильно продвигать ее на зарубежные рынки. Причем не без господдержки, говорит эксперт по розничной торговле Retail Training Group Елена Комкова.

КОМКОВА: Помощь, льготы, господдержка, успешная работа наших компаний по подготовке к экспорту товаров: важно, как он назван, как упакован, как ведется продвижение, через какие каналы. Есть компании, у которых очень большой опыт по продвижению, в том числе и продуктов. Поэтому неважно, гречка это или шоколад.

Кстати, о шоколаде. Этот продукт бьет все рекорды по поставкам по сравнению с прошлыми годами. Продажи кондитерки за рубеж подскочили почти на 20%. По состоянию на сентябрь этого года Россия экспортировала шоколадной продукции на 838 миллионов долларов в год. Мы даже обогнали в этом законодателя кондитерской моды Швейцарию – там поставки за этот же период составили 819 миллионов долларов.

Российские конфеты и шоколад действительно занимают высокое место в экспорте. Но закупают у нас такую продукцию в основном страны СНГ, где наш шоколад невероятно популярен еще с советских времен и потребитель к нему приучен. Нам же надо больше продвигать российскую кондитерку в Европу, говорят эксперты. Но для искушенного потребителя в этих странах качество шоколада должно быть более высокого уровня, считает профессор кафедры кондитерских изделий Московского государственного университета пищевых производств Лариса Рысева. Мы же пока вынуждены брать другим.

РЫСЕВА: Это низкая цена, предложенная потребителю. Это мое твердое убеждение. Нет у меня аргументов в защиту качества. Потому что качество начинается с шоколада, который сделан из какао-бобов. Но у нас таких производителей, которые из какао-бобов производят шоколад, очень мало. А шоколад, который сделан из полуфабрикатов, даже самых отборных, – это другое качество.

В экспорте действительно нам есть к чему стремиться, говорят эксперты. Сегодня завоевывать рынки надо не только объемами и выгодными ценами, но и эксклюзивностью товаров, которых у нас немало. Надо расширять линейку продуктов и за счет этого наращивать объемы, уверен Дмитрий Востриков.

ВОСТРИКОВ: Президент ставил задачу по удвоению экспорта продукции, она исполняется. Может, меньшими темпами, чем поставлено, но здесь понятно, что в 2020 и 2021 годах были ковидные ограничения, которые внесли свою лепту. Мы видим это и по транспортной логистике, по перевозке грузов. Поэтому в экспортном потенциале мы видим еще большой задел, который мы пока еще не реализовали.

Что уже удалось, так это закрепить свои позиции в странах с большими рынками сбыта. Это Китай, Индия, страны Латинской Америки, ближайшие соседи из СНГ. Здесь спрос на нашу продукцию высок. А вот завоевывать рынки Европы в тех объемах, какие выгодны нам, еще только предстоит.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация