Школьная программа для взрослых Москвоведение. История района Сокол

11 декабря 2021, 13:30

Персоны

И.РУЖЕЙНИКОВ: Дорогие друзья, еще раз, здравствуйте. Спасибо за то, что приемники и прочие гаджеты настроены на радиостанцию «Маяк». Меня зовут Игорь Ружейников по-прежнему, сказал он кокетливо. У нас сегодня страница «Москвоведение».

Вы знаете, не подумайте, что я сепаратист, я, наоборот, самый главный собиратель земли русской. Я считаю, что каждый город принадлежит тем людям, которые в нем живут. Калининград принадлежит калининградцам, Екатеринбург екатеринбуржцам и так далее. Есть только единственный город в России, который принадлежит всем, это я, как коренной москвич говорю, это Москва. Россияне, это наш с вами город, вне зависимости от того, были вы у нас или нет. Приезжайте, пожалуйста, живите, работайте, приезжайте на экскурсии, гуляйте по нашему городу, нашему общему, это наше с вами общее достояние.

И сегодняшнюю прогулку мы начнем с моего, пожалуй, любимого района, это моя молодость, я там провел долгие дни, правда, мало, что помню, ну, по молодости, понятное дело, это Сокол, поселок Сокол, который, много чем известен. И история Сокола потрясающая. Давайте мы сегодня прогуляемся по поселку, вы знаете, сейчас это чуть ли уже ни центр Москвы, вместе с нашим уважаемым гостем историком, экскурсоводом, филологом, телерадиоведущим Филиппом Смирновым. Филипп, здравствуйте. Рады вас приветствовать на «Маяке».

Ф.СМИРНОВ: Здравствуйте, тоже рад с вами быть сегодня. Ну, я все-таки сказал бы, что по поселку Сокол это очень маленькая прогулка получится. А, собственно, по району Сокол получится вполне себе весомая прогулка.

И.РУЖЕЙНИКОВ: И с историческими, разумеется, что мы еще вглубь немножко зайдем, конечно, во Всехсвятское, правильно же?

Ф.СМИРНОВ: Ну, конечно, да, мы поговорим и о стародавних временах. В действительности надо сказать, что район Сокол это такая территория, вот вы сказали мысль про то, что Москва принадлежит, как столица принадлежит всем россиянам, это совершенно категорически верно.

В момент, в 1918 году, когда Москва вернула себе столичный статус, когда большевики перенесли столицу обратно в Москву, они все равно не забыли про город, назначенный столицей Петром, и поэтому в первые десятилетия Советской власти город развивался, в основном, по оси Санкт-Петербуржского, а позднее Ленинградского шоссе. И вот эта вот логика развития предполагала возникновение вдоль этой правительственной трассы, которая соединяла два великих русских города, вдоль нее выстраивалась целая концепция будущего.

В частности, на нынешней станции метро «Аэропорт», поблизости от нее, на территории Ходынского поля был открыт Центральный московский аэродром, откуда, в действительности, вылетали вот, например, когда Маяковский летал в Берлин через Калининград, он взлетал с территории как раз Ходынского поля на маленьком самолете «Юнкерс», взлетал как раз от станции метро «Аэропорт», получается.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я бы даже сказал, из Германии на «Юнкерсах» газеты советские в Москву прилетали, поскольку печатались они там.

Ф.СМИРНОВ: Ну, да, и это тоже известный факт. Так вот дальше мы все знаем с вами, что, например, в районе станции метро «Водный стадион» находится водный стадион «Динамо», который появился там в 1930-е годы на акватории Химкинского водохранилища. Там же есть Северный речной вокзал, который вот в этом году прошел, завершил реставрационные работы, и который представляет собой звезду, жемчужину района Левобережный.

А в самом районе Сокол история, ну, естественно, что это было огромное село, которое имело подчинение непосредственно царское. Всехсвятское принадлежало Романовым. Известно оно с XV века. И на его территории происходили разные замечательные вещи и, в частности, произошло, например, расселение крупнейшей грузинской диаспоры для XVIII века.

Как известно, Петр Великий во время Персидского похода договорился с царем Кахетии, что тот придет с Посольством в Россию. Он пришел в Москву. Но к моменту, когда он пришел, к сожалению, сам император, который его пригласил, уже умер. И, собственно, городские власти не знали, что делать, и ничего лучше не придумали, как расселить в бывших царских селах в районе Грузинских улиц и в районе Сокол расселить тот, собственно, царский поезд, который пришел. А это ни много, ни мало около 6 тысяч человек. Проблема была в том, что…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, по тем временам это серьезный контингент такой.

Ф.СМИРНОВ: Да, колоссальный контингент. И вот они расселились, собственно говоря, в районе села Всехсвятское. А затем с ходом времени, естественно, что они переместились по Москве, ассимилировались, часть из них вернулось. Дело в том, что пока царь Кахетии шел в Москву, все это, естественно, пеший поход, за это время его отстранили от царствования. И пока он в результате разного рода дворцовых интриг пытался себя восстановить, вот они какое-то время прожили в Москве. И потом, естественно, сам вернулся, но здесь остались его наследники и, в общем, от этого начались русско-грузинские связи в этой части города.

Следующая важная такая страница биографии этого района, это, конечно, развитие городского транспорта. Дело в том, что с конца XIX века городские власти запланировали трамвайное движение в сторону Петровского путевого дворца. Вокруг Петровского путевого дворца находилась стародачная местность, ну вот такое пространство, где в действительности собиралась вся на тот момент и аристократия, и ведущее купечество, которые отдыхали там в непосредственной близости от Московского ипподрома. Ну, и им надо было как-то, условно говоря…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Хорошо вы сказали – отдыхали в непосредственной близости от Московского ипподрома.

Ф.СМИРНОВ: Да, да. Но просто дело в том, что Московский ипподром появился у нас с вами благодаря прихоти восстановителя Москвы генерала Башилова, который очень любил бега. И поэтому он построил поблизости от своей усадьбы, построил, собственно, Московский ипподром. И так, собственно, нам и подарил его.

Ну, вот, в общем, они добирались на эти дачи, естественно, что вокруг этих дач было довольно большое число людей, которые, так или иначе, обслуживали эти дачи. И вот, чтобы они добирались на работу и чувствовали себя совершенно адекватно от места своего проживания, была построена ветка городского транспорта. Что привело в дальнейшем к тому, что, когда стали развивать московский троллейбус, который, к сожалению, в этом году был снят, ну, у нас остался один только экскурсионный маршрут.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Экскурсионный, да.

Ф.СМИРНОВ: Да, да, теперь только у нас есть с вами эти электробусы. Вот, но, тем не менее, троллейбус был важной страницей нашей жизни. И первый троллейбусный парк был открыт как раз на территории Всехсвятского, на улице 3-й Усиевича, на бывшей улице села Всехсвятское, 3-й Всехсвятской улице был открыт троллейбусный парк с гаражами, с детским садом. И оттуда первые машины выходили на маршруты, на улицу тогда Горького, потом Тверскую.

И в этом смысле связь района Сокол с центром города, она по прямой составляет всего-то 9 километров до Кремля. Это такая, ну, как бы давным-давно развивающаяся история.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Собственно говоря, самый длинный троллейбусный маршрут это через весь город в Серебряный Бор как раз вот это направление.

Ф.СМИРНОВ: Да, да, конечно. А потом в 1923 году был создан первый в истории Москвы, ну, дело в том, что когда я говорю, что большевики переместили столицу в Москву, они же при этом понимали прекрасно, что город вряд ли сможет выдержать довольно сильный приток населения. И поэтому в первые 10 лет существования столицы в XX веке в Москве, они лихорадочно думали, каким образом обеспечить москвичей и приезжающих в Москву россиян, обеспечить жильем.

И одна из концепций предполагала создание большого числа центров, разбросанных по всему городу, центров притяжения новых. И вот одним из таких центров новых притяжения был город-сад, ну, некоторый прототип, скажем так, рабочего, вернее, не рабочего, художнического поселка с рабочим уклоном. Имеется в виду, что, художникам выделили там мастерские, для того чтобы они в непосредственной близости от проживания своего или непосредственно в своем доме могли творить летопись нового государства.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Желательно компактно проживая друг с другом рядом. Это удобно.

Ф.СМИРНОВ: Да, потому что идеи витают в воздухе, из кухонных бесед рождаются новые смыслы. Это очень хорошо все понимали советские власти. Собственно, они создавали компактное проживание для высшего комсостава Красной Армии, для Союза писателей. Ну, это чуть-чуть попозже по логике, но самый первый такой поселок, это, собственно говоря, поселок Сокол. И долгое время он считался образцовым. На него ориентировались, смотрели, как спланированы улицы.

И в реальности сегодня это интереснейшее краеведческое пространство, потому что там есть и музей поселка, там есть возможность посетить мемориальные дачи. И просто даже само по себе ощущение, когда ты оказываешься в уникальном коттеджном поселке, который находится просто в самой гуще событий.

Район Сокол сейчас это и транспортные развязки, и какое-то бесконечное число новостроек, и какие-то замечательные институты, кипит жизнь, бурлит. Но ты зашел за угол буквально от улицы Алабяна, и оказываешься вдруг в некоторого рода стародачной местности. То есть ты попадаешь в зелень, в тишину, уют, заборчики, палисадники. И вот это вот ощущение спрятанного города, ну, как бы шкатулочки, лежит некоторая драгоценность, оно осталось, и ему уже, вот мы будем через два года отмечать 100-летие этого поселка, потому что он является вот таким образцовым примером.

К сожалению, эта концепция, согласно которой вся Москва должна была представлять собой такие вот компактные поселки, совокупность компактных поселков, она не была реализована до конца, ну, планы прервала Великая Отечественная война. Но факт остается фактом, первый поселок остался.

И до сих пор многие люди селятся и ищут возможность поселиться в районе Сокол именно из-за того, что в нем есть вот эта вот, во-первых, преемственность и глубокая история, а, во-вторых, вот эти странные такие, где люди приезжают за вот этим, за ловлей ощущений. Когда ты из парка перемещаешься на широкий проспект, потом с широкого проспекта попадаешь в узкую старинную улочку. И вот эти вот…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, такого в Москве больше нет вообще близко даже.

Ф.СМИРНОВ: Да, к сожалению или к счастью, это вот абсолютный феномен.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, это данность, да.

Ф.СМИРНОВ: Да, уникальный феномен конкретно вот этой местности. Из исторических важных таких данных про вот этот район есть еще, конечно, история, связанная с Первой мировой войной. Дело в том, что у нас в нашем городе, к сожалению, очень мало осталось мест, связанных с вернувшимися с полей, с людьми, вернувшимися с полей сражений. Мемориальное кладбище воинов Первой мировой войны находится как раз рядом с Церковью Всех Святых, которая прямо непосредственно примыкает к станции метро «Сокол». При этом тоже, что важно, когда развивалось московское метро…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я прошу прощения, Филипп, ради бога, меня извините, мы сейчас сделаем небольшую паузу, которую мы делаем в 50 минут всегда.

Дорогие друзья, прежде чем вернуться к лекции нашего уважаемого гостя Филиппа Смирнова, я напоминаю не только москвичам, честное слово, программа Мэра Москвы «Мой район», она появилась совсем недавно, казалось бы, в 2018 году, благодаря активным москвичам, мне то есть. Которые направляли главе города свои пожелания по улучшению конкретных районов. Жители просили, даже не то, что просили, предлагали решить сотни различных вопросов, которые касались жизни именно их районов – от качелей, сломанных на детской площадке, и заканчивая строительством новой школы, поликлиники и так далее.

В результате анализа всех обращений программа «Мой район» и появилась. И благодаря программе в разных частях Москвы уже сегодня появились и появляются, открываются новые пространства для отдыха, занятий спортом и досуга, разумеется, культурному исключительно. Хотя, что такое не культурный досуг, я, честно говоря, не знаю. Филипп, продолжаем.

Ф.СМИРНОВ: Да, про не культурный досуг я тоже не знаю. Но более чем уверен, что жители района Сокол тоже не в курсе, что это такое. Но важно сказать другое, что в действительности районное своеобразие, которое выявляется при помощи программы «Мой район», оно в лице жителей района Сокол получило очень верных адептов. Потому что всем известно, что на территории района Сокол живет такое очень, ну, интеллигентное сообщество и очень активное.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Скажем так, по-хорошему консервативное.

Ф.СМИРНОВ: И это тоже, да, по-хорошему консервативное, стремящееся к сохранению тех ценностей, которые в районе уже имеются, и к приумножению этих ценностей, если таковое возможно при помощи грамотных мер, предпринимаемых в отношении городской среды.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, да.

Ф.СМИРНОВ: Интересно то, что застройка района, ну, то, что мы сейчас, по крайней мере, можем увидеть, она сложилась уже, конечно, в послевоенное время. Потому что, как известно, по Ленинградскому шоссе немцы подошли ближе всего, и задокументирован факт, что как раз в декабре только 80 лет назад нескольким мотоциклистам немецким удалось прорваться почти что, ну, не к центру города, но, по крайней мере, почти к станции метро «Сокол».

Потому что все знают замечательную башню «Гидропроект», стоящую на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе, так вот там есть такой мост Победы рядом с этим «Гидропроектом». Вот как раз до моста Победы мотоциклисты умудрились добраться, где были совершенно справедливо остановлены советскими войсками. Но, тем не менее, если говорить про город, то получается, что это самый такой серьезный заход немецких войск к центру города в годы Великой Отечественной войны.

И поэтому, ну, как бы, а потом уже в послевоенное время, естественно, с 40-х по 70-е годы активно отстраивалась Москва. И так как речь идет все-таки о парадной улице, об улице, которая ведет в сторону колыбели мировой революции, на этой улице выстраивались известнейшие объекты, да, с 30-х годов начиная, но в большей степени уже в 70-е годы. Поэтому некоторого рода заповедник такой классической архитектуры послевоенной у нас с вами имеется и в районе Песчаных улиц, и в районе улицы Усиевича, и Часовой улицы, и непосредственно в близости от Строгановского художественного училища. И вот все вот эти пространства, они, ну, это, скажем, строительный бум послевоенный, он показал себя в полной красе и на территории района Сокол.

Но при этом жители, собственно, во все времена, а сейчас в последние особенно всегда уделяли внимание тому, что они живут в одном из самых зеленых районов нашего города. Порядка 20 процентов площади района занято зелеными насаждениями, и о них заботятся, и заботятся о том, чтобы в этих парках и среди этих зеленых насаждений жители чувствовали себя комфортно. Поэтому, если вдруг по ощущению считают, что необходимо добавить какие-то фонари с освещением, то это обязательно делается. Равно, как делаются и площадки новые спортивные для так называемого воркаута, то есть работы под открытым небом со своим телом, и для детей готовятся эти самые площадки.

И в настоящий момент, если соберешься погулять по району, то ты можешь застать там, как минимум 4 классических периодов. Непосредственно у метро ты видишь пожарную каланчу 20-х годов, за ней стоит Церковь Всех Святых, она построена в 30-е годы XVIII века по приказанию грузинской княжны, которой в тот момент принадлежало село Всехсвятское.

Чуть дальше ты уходишь и видишь корпуса общежития МАИ, которые построены в стиле конструктивизм. Потом ты видишь предвоенные дома с интересными мансардами. Это у нас, например, Песчаная улица или Эльдорадовский переулок. И дальше уже ты видишь послевоенное строительство, тоже очень интересное со всеми атрибутами такого, так называемого ампирного стиля.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Там, знаете, недалеко был такой, ну, памятником назвать нельзя, сломали совсем, ну, я не жалею, что сломали, была стекляшка, столовая стекляшка, которую построили к Олимпиаде-80. Их построили 4 штуки в Москве, и вот дольше всех держалась она. Ну, то есть она развалилась просто.

Ф.СМИРНОВ: Ну, да, вы понимаете, спортивные объекты и околоспортивные объекты инфраструктурные, они, к сожалению, возводились не всегда с надлежащим соблюдением строительных норм, и поэтому, увы, не все памятники советского модернизма 70-80-х годов способны дожить долго. Да, есть, ну, как бы, скажем, предел надежности в определенный момент был…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, безопасность людей гораздо важнее, на самом деле, и поэтому здесь ничего не поделаешь.

Ф.СМИРНОВ: Ну, мне тоже так кажется, что в этом смысле не обо всем стоит жалеть. Но то, что она осталась, по крайней мере, точно на фотографиях и в умах людей, которые, так или иначе, пользовались этим пространством, как, знаете, когда раньше были, вот также опять по всему городу появлялись такие службы быта, которые объединялись в парикмахерскую, непосредственно прачечную и там еще что-то.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Прачечная обязательно, я такой пользовался с родителями.

Ф.СМИРНОВ: Ну, да, вот эти стекляшки, они раньше были по всему городу, и остались сейчас в считанном числе мест, давным-давно перепрофилированные под что-то другое. Но все равно воспоминание-то есть, и пока…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Воспоминание есть. Нет, мало того, что мы помним, пока есть такие увлеченные историей и историей родины люди, как вы, Филипп, не то, что не потеряно, все развивается. Спасибо вам огромное за визит.

Школьная программа для взрослых. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Агентство Недвижимости
  • Маяк на спорте

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация