Школьная программа для взрослых Москвоведение. История Московского метрополитена

12 декабря 2021, 13:30

Персоны

И.РУЖЕЙНИКОВ: Дорогие друзья, у нас сегодня страница «Москвоведение». И я точно так же, как я это сделал вчера, с большим удовольствием поясню присутствие страницы «Москвоведение» в эфире федеральной радиостанции, которая вещает на всю нашу страну, а с помощью сети интернет на весь мир.

Идея очень проста. В отличие от любого города России, который принадлежит, прежде всего, жителям этого города, город, поселок, деревня, Москва это единственный город в нашей великой стране, который принадлежит всем нам.

Знаете, у меня часто спрашивают – а что вы думаете по поводу названия Калининград? Я говорю – а это не мое дело. Калининградцы должны решать, как будет называться их город, и так далее. Все, что касается жизни Москвы, столицы нашей родины, великой родины, это дело наше.

Я еще 20 лет назад радовался тому, что московское метро такое удобное и комфортное. Вы даже не представляете, в каком кайфе я нахожусь сейчас. У меня единственная мысль, чтобы подобный транспорт был в любом городе страны. Прогуляемся по московскому метро вместе с нашим уважаемым гостем. Гид-экскурсовод, журналист, автор проекта «Гуляем по Москве» Евгений Степанов в виртуальной студии радиостанции «Маяк». Евгений, здравствуйте, рад вас слышать.

Е.СТЕПАНОВ: Здравствуйте, я тоже рад.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, я сейчас только сначала хвост распущу, можно, не перед вами, а перед радиослушателями. Значит, знаток Москвы, журналист, автор проекта «Гуляем по Москве», экскурсовод Евгений Степанов, а на другом конце автор, соавтор вместе с моим другом Владом Тарасовым я делал подкаст «Страна метро», который долгое время был на первом месте в выдаче, сами понимаете, где. Вот так вот, вот такие мы с вами замечательные. Но речь о вас, речь о вашем метро, а я буду слушать. Давайте с истории начнем.

Е.СТЕПАНОВ: Давайте начнем с истории. Ну, Московский метрополитен, действительно, уникален и не только, потому что он удобен, а, прежде всего, вот тем, что многие иностранцы и не только иностранцы едут в Москву не столько ради красот тех, что на земле Московского Кремля, каких-то усадеб, центральных улиц и так далее, а сколько ради именно наших подземных дворцов.

И у меня есть несколько маршрутов по Москве, которые я так и называю «Подземные дворцы и храмы Московского метрополитена». Потому что ведь со второго радиуса начиная, Московский метрополитен конца 1930-х годов, он превращается именно в такой серьезный инструмент, инструмент донесения информации, инструмент донесения, скажем так, любви к своей стране, к тому, что происходит сейчас в государстве, в столице и так далее. То есть в такой транспарант, что ли, метрополитен превращается в такой транспарант. И таким он оставался долгое время. Таким он был почти до начала 1950-х годов.

И вот все, что создано ориентировочно за 20 лет с 30-х по середины 50-х годов, это, конечно, наследие. Наследие не только городского значения, не только федерального значения, но и наследие мирового значения. Я позволю себе такой эпитет, потому что…

И.РУЖЕЙНИКОВ: А я с вами соглашусь, вы знаете. Я когда, ну, сейчас, понятное дело, туристов меньше, но, знаете, 10 лет назад я не мог пройти, причем я это говорю со смехом таким…

Е.СТЕПАНОВ: Это правда.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Не могу пройти по «Киевской», японские туристы. Потом, когда японцы схлынули, китайцы. Китайцы, испанцы, англичане, да кто угодно.

Е.СТЕПАНОВ: Это правда.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Кстати, колитесь, Евгений, вот из этих, ну, назовем исторических станций, у вас есть любимые? Понятное дело, что любите вы все, как исследователь. Но вот все-таки? У меня «Киевская», допустим, кольцевая.

Е.СТЕПАНОВ: Да, у вас «Киевская» кольцевая. А мне нравится «Киевская» первого радиуса 1935-го года, та, которая была тогда еще от Александровского сада.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, да.

Е.СТЕПАНОВ: То есть «Киевская», сейчас она в составе, та, которая Филевского радиуса.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, да.

Е.СТЕПАНОВ: Она же с красивыми колоннами, она с шикарной керамической плиткой, роскошными узорами, с великолепным освещением. Это же наши архитекторы додумались, что освещение может быть спрятано. И что не должно быть ощущения, что ты на глубине 30-40 метров где-то под землей. Ты поднимаешь голову, и ты видишь небо.

Мне очень понравилось выражение, не помню сейчас, какого-то исследователя Московского метрополитена, по-моему, Саши Зиновьева, он говорит – для того, чтобы увидеть московское небо, нам нужно спуститься под землю. И это, действительно, так. И я подвожу к своей любимой станции…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот интересно, угадаю я или нет, есть станция в метро, по которой я не могу спокойно пройти, я обязательно натыкаюсь на людей. Я спотыкаюсь, потому что на «Маяковской» я поднимаю голову вверх и прохожу весь перрон.

Е.СТЕПАНОВ: Конечно, вы угадали.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, угадал? Вот видите, как.

Е.СТЕПАНОВ: Да, это, конечно, «Маяковская». На ней народу мало, это не такой серьезный транспортный хаб. Но там невозможно пройти, действительно, там можно споткнуться – ты всегда поднимаешь голову наверх. Ты задираешь затылок и смотришь на это мирное, на мирные сутки в Стране Советов. Начинается с утра, затем день, вечер, ночь и снова наступает утро, и все это на фоне роскошных мозаик, все это спрятано, как будто бы облака вот только-только раздвинулись, и из этих облаков смотрит на нас это синее небо.

И не случайно же на Всемирной выставке эта станция получила Гран-при. И не случайно Алексей Николаевич Душкин будет чуть позже главным архитектором Московского метрополитена. И когда я вожу маршрут, я всегда говорю – учить историю Московского метрополитена одновременно легко и интересно. А одно из таких, наверное, образующих метрополитен имен, это, конечно, Душкин. Душкин это «Кропоткинская», это «Маяковская», это «Площадь революции», «Новослободская», «Автозаводская». Вот те ключевые станции, которыми гордится Московский метрополитен.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вы знаете, ради бога, простите меня, я перебиваю, но я думаю, что вы со мной согласитесь. Мы в этом году отмечаем 80 лет битвы за Москву.

Е.СТЕПАНОВ: Да.

И.РУЖЕЙНИКОВ: И проходя по «Маяковской», в общем, наверное, надо вспомнить о торжественном заседании как раз, которое проходило 6 ноября 1941 года именно на станции «Маяковская». Ну, понятное дело, почему. То есть, вот когда проходишь, и ты видишь это мирное небо, и ты понимаешь, что в 1941 году здесь вот, что творилось, ну, мы были уверены, что враг будет разбит, победа будет за нами, но это было самое тяжелое положение во время Великой Отечественной войны.

Е.СТЕПАНОВ: Это самое тяжелое, конец октября, ноябрь, конечно, это было фатально для города.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да. И вот это станция «Маяковская». То есть, проходя по ней, вот нельзя, это не пафос, это, по-моему, нормально абсолютно, нельзя об этом забывать.

Е.СТЕПАНОВ: Там ведь не только история с этим заседанием торжественным. Есть исторические документы, что многие участники этого заседания просто спустились на одну станцию потом, потому что тогда не было станции «Тверская», и они просто спустились на станцию до площади Свердлова, до «Театральной» современной и поднялись, собственно говоря, на Красной площади уже. На следующее утро оттуда маршировали те, кто уходили на оборону Москвы.

Ведь военная тема на «Маяковской», она очень любопытна. Сам того не подразумевая, наверное, автор этих мозаик, Дейнека, он изобразил и выбрал на одном из сюжетов девушку с веслом. А девушку с веслом до этого ведь скульптор Иван Шадр лепил с одной из девушек, которая повторит подвиг Зои Космодемьянской в 1941 году. То есть это настолько вот эти человеческие судьбы связаны.

Московский метрополитен переживает удивительное время во время Великой Отечественной. На «Курской» будет читальный зал, Генеральный штаб будет на «Чистых прудах», тогда на «Кировской», на «Красных воротах» перинатальный центр, мобильный родильный дом – 217 москвичей родятся на «Красных воротах» во время бомбежек и во время воздушной тревоги. То есть в этом смысле, конечно, метрополитен спас огромное количество жизней москвичей и, в том числе, и дал новые жизни москвичам.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вы знаете, вот тоже это не пафосно, но очень-очень правильно звучит, спасибо вам за эти слова. Ну, что, покатаемся еще по кольцу или как? Выбирайте сами маршруты.

Е.СТЕПАНОВ: Давайте, да. Кольцевая линия это классно, действительно.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Давайте, поехали, я вам объясню. Я когда в своем первом вузе учился, я по кольцу, знаете, как катался, это было тогда, то есть, когда ты не хочешь идти на лекцию, ты садишься и катаешься, и спишь там. Давайте сейчас проедем с теми, кто еще…

Е.СТЕПАНОВ: Особенность кольцевой линии, она заключалась в том, что изначально инфраструктурный вопрос нужно было решить – соединить все наши международные вокзалы. И когда меня на экскурсии спрашивают – а как же Савеловский вокзал, который остался за пределами кольцевой линии? Я говорю – Савеловский не международный, оттуда не едут, там только электрички. А вот все остальное было соединено, за исключением Рижского, естественно. Там был Павелецкий, Курский, три вокзала, «Площадь трех вокзалов» на «Комсомольской», и Киевский соединен, и Брестский, ой, Белорусский современный.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Брестский это Киевский. Нет, Брянский и Брестский.

Е.СТЕПАНОВ: Брестский это Белорусский, Брянский это Киевский.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, конечно.

Е.СТЕПАНОВ: И помимо этого идея кольцевой линии была она для москвичей той эпохи легко и понятно. Почему, потому что строительство началось тут же после Великой Отечественной войны. Это было невероятное время такого подъема, что ли.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ой, я прошу прощения, у нас сейчас пауза должна быть, и мы продолжим.

Дорогие друзья, прежде чем продолжить экскурсию по великолепному Московскому метро вместе с уважаемым Евгением Степановым, открою вам секрет. Если у любого москвича, не важно, 10 лет он здесь живет или коренной москвич, спросить, какой самый лучший район, он скажет – мой район.

Программа Мэра Москвы «Мой район», она появилась, казалось бы, совсем недавно, в 2018 году. Но благодаря москвичам, благодаря тем, кто живет в нашей столице, программа показывает, дает нам, дает москвичам и гостям столицы свои плоды. Жители просят решить сотни различных вопросов, все это, разумеется, в режиме онлайн, и вопросы решаются. Благодаря программе в разных частях Москвы продолжают появляться, появились и продолжают новые пространства для отдыха, досуга, занятий спортом.

Вы будете смеяться, вы знаете, но Москва за 10 лет не то, что похорошела, мало похорошеть, она стала гораздо более удобной. Вот, кстати, метро это удобство. И вы совершенно справедливо, Евгений, заметили, что было необычайное воодушевление москвичей и строителей, когда строилось кольцо. Продолжаем.

Е.СТЕПАНОВ: Да, когда строилось кольцо и, если вы обратите внимание, если будете гулять и заходить в вестибюли кольцевой именно линии, я имею в виду это «Серпуховская», «Добрынинская», это кольцевая «Парка культуры», «Белорусская», либо «Курская» кольцевые, у них у всех входные группы сформированы в виде триумфальных арок. И это не случайно. Потому что радиусы, первые радиусы пошли с 1948-го, так это вообще три года только прошло после Великой Отечественной войны.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да, конечно.

Е.СТЕПАНОВ: С 1948-го по 1952-й первый радиус. Потом замкнулось кольцо с 1952-го по 1954-й, это уже после смерти Сталина. И все эти триумфальные арки, входные группы, они должны были не просто говорить, а кричать о триумфе русского оружия, о триумфе советского народа. И все эти станции, они многие сделаны, естественно, с уважением к этому подвигу.

Например, вспоминайте белорусских партизан на «Белорусской» скульптурную композицию. Или «Октябрьскую», мою любимую, одну из самых любимых на кольцевой. «Октябрьская» вообще, она повторяет такой античный храм, который сделан с уважением к этим победителям, потому что в восточной части, в торце станции вы увидите почти, как алтарь. Сейчас станция…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, это алтарь, да, согласен.

Е.СТЕПАНОВ: На пилонах висят факелы. Опять же факелы во флагодержателях вставленные, это опять же, которые говорят о победе наверняка. Или на «Комсомольской», это вообще самая пышная станция, по моему мнению, кольцевая. Потому что на ней, достаточно голову поднять, и вы увидите ту самую речь, произнесенную в ноябре 1941-го на Красной площади Сталиным, когда он говорил, обращаясь к этим солдатам, уходящим на поле боя – будьте достойны подвигов своих предков. И он перечисляет подвиги, каких предков должны быть эталонными – Александра Невского, Дмитрия Донского.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вы знаете, я себе не прощу, я не участвую в этих баталиях фейсбучных, но я себе не прощу, если этого не коснусь. Баталии идут по поводу и восстановленных слов Сталина. Дорогие друзья, я вот сам антисталинист. Но когда мы видим эти слова, мы думаем не о Сталине, а думаем о тех погибших, о тех героях, которые принесли мир нам и всему миру. Вот я просто не мог это не сказать. Потому что я в этих баталиях не участвую именно поэтому. Это вот такая история, это наша память.

Е.СТЕПАНОВ: Конечно. Я хотел обойти эту фамилию, но у меня не получается, потому что…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, а как?

Е.СТЕПАНОВ: Да, эта эпоха, она как бы, без этой фамилии я не могу про нее рассказать. И поэтому, цитируя, эти подвиги как раз они увековечены на мозаиках – Невского, Донского, Минина-Пожарского, Кутузова, Суворова. И там достаточно поднять голову, как вы увидите. Ведь любопытность заключается, почему многие станции мы называем храмами, потому что Александр Невский у нас прославлен в лики святых, Дмитрий Донской у нас прославлен в лики святых, получается.

На мозаике с Донским изображены два монаха схимника Пересвет и Ослябя. И, по большому счету, если вы поднимете голову, то вы увидите на мозаиках святых людей, которые канонизированы. То есть вот вам, пожалуйста, и станция, которая имеет несколько смыслов. Смыслов не только, как великая архитектура, но и большой философский посыл нам всем ныне живущим.

И.РУЖЕЙНИКОВ: А вы знаете, что бы я хотел, я бы еще хотел, ну, во-первых, я, действительно, поверьте, я говорю искренне, от всего сердца, я хочу поблагодарить строителей современного метро. У меня неделю назад рядом с домом открылась станция Большого кольца, и я хочу сказать спасибо тому, кто придумал, допустим, на станции «Савеловская» повесить портреты тех, кто строит метро сегодня.

Е.СТЕПАНОВ: Круто.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да, это вот сегодняшние, и будут они там висеть не один день, они будут висеть всегда. И точно так же, как мы благодарили героев Великой Отечественной войны, ну, скажите слова благодарности тем, кто строит для нас метро сейчас, проходя мимо этих портретов.

Е.СТЕПАНОВ: Абсолютно. Ведь я хочу сказать, что ни один метрополитен мира так динамично не развивается, ни один.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ни один, да.

Е.СТЕПАНОВ: Да. Ну, вот 1935-й год, 10 станций открылось от парка до парка. Ну, вот сказать простонародным языком – плюнешь, высохнет, по меркам.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, да, казалось бы.

Е.СТЕПАНОВ: Сейчас это свыше 250 станций, это уму непостижимо. Это город, который, ну, буквально такими темпами развивается этот транспорт, и становится город, действительно, очень удобным для горожан. И те люди, которые сегодня строят метрополитен, те люди, которые причастны к этому чуду, а для меня это инженерное чудо непременно. И я всегда говорю, что памятники архитектуры это только вершина красоты. Понимаете, что это инженерное чудо, все эти панели, все эти станции глубокого заложения, все эти сложнейшие инфраструктурные…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Евгений, к сожалению, заканчивается наше время. Я бы вас очень хотел поблагодарить, что я и делаю. А всем нашим радиослушателям, кто приезжает в Москву и живет в нашем городе, заходите, просто наберите в поисковике «Гуляем по Москве», безумное количество интересных экскурсий от Евгения Степанова. Спасибо вам.

Школьная программа для взрослых. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Агентство Недвижимости
  • Маяк на спорте

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация