Картинка

Авторские материалы Парковки для самокатов: есть ли смысл?

17 февраля 2022, 14:37

Персоны

Платные парковки для электросамокатов и электровелосипедов – новая реальность. Такую услугу могут запустить в Москве. Это, с одной стороны, – разгрузка подъездов, балконов и дворов, где сейчас паркуют эти транспортные средства. С другой – доход в бюджет города. Разработчики проекта утверждают, что в будущем это даже позволит москвичам обмениваться друг с другом микромобилями. Впрочем, некоторые скептически оценивают потенциал такой затеи. Они уверены: подобные стоянки будут непопулярны из-за цен, отдаленности от дома и невозможности парковаться круглогодично. Насколько такой сервис может быть интересен владельцам таких транспортных средств, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

В каждом дворе и подъезде есть стихийная стоянка самокатов и велосипедов. Они, как правило, "припаркованы" либо под лестницами, либо на самом входе в подъезд. Чтобы транспорт не угнали, хозяева прикручивают его специальными креплениями к перилам или трубам отопления.

Случаи, когда самокат или велосипед угоняли из двора или подъезда, редки. А вот когда снимали запчасти – немало. Жители сетуют на курьеров, которые вхожи в подъезды. Статистика правоохранительных органов и съемки с камер наблюдений это подтверждают.

Снять риски могут платные парковки, подобные тем, что есть во многих крупных европейских городах. Как описывают авторы-разработчики системы, "парковать двухколесные девайсы можно будет на любой из городских стоек, оборудованных электронными замками, там же их можно будет и заряжать. Через специальное приложение можно будет вносить оплату, вызывать мастера к сломавшемуся самокату, сюда же будет поступать информация о попытках угона. Там же можно будет застраховать транспорт, а также арендовать".

Проблема – актуальная. Число частных двухколесных девайсов в последнее время в крупных городах растет. Только за 2021 год оптом и в розницу электросамокатов было продано около 355 тысяч штук (против 130 тысяч в январе-сентябре 2020). И это число будет увеличиваться. Никаких подъездов скоро не хватит. Так что парковки реально разгрузят дороги, тротуары, подъезды и лифты, считает автоэксперт Татьяна Елисеева.

ЕЛИСЕЕВА: Посмотрите на примере Питера, Сочи, Краснодара, Москвы: эти электросамокаты валяются и мешают всем. Но при этом они всем нравятся, и ими все пользуются. Таскать электровелосипед по лестнице или затаскивать в лифт (не везде есть грузовой) – это сложно. С самокатом, конечно, проще. Это разгрузит дороги наши. Плюс это польза для здоровья.

Впрочем, не все автоэксперты голосуют за. И предъявляют немало вопросов к работе такого сервиса. Один из главных – как парковки будут существовать в нашем климате зимой? У нас погода не как в Барселоне или Амстердаме. Вряд ли парковки будут востребованы круглогодично, замечает гендиректор компании TelecomDaily Денис Кусков.

КУСКОВ: Исходя из погодных условий, они могут быть доступны с мая по конец октября в лучшем случае. Это всего полгода. Никто, к сожалению, зимой не будет пользоваться сервисом. И также возникает вопрос по поводу расчистки стоянок от снега.

Есть опасения и по поводу безопасности транспорта. Разработчики обещают: стандартные городские парковочные дуги можно превратить в "умные" парковки, навесив специальные замки. Система будет сообщать о любой попытке взлома или угона. Но это не гарантирует сохранности транспорта посреди города, считает организатор движения городских самокатов Let's kick Moscow Александр Нилов.

НИЛОВ: Честно говоря, это нельзя назвать охраной, максимум это какое-то оповещение. Не очень понятно, что будет происходить в случае, если ваш самокат или велосипед угнали или повредили. Потому что очевидно, что этот замок никак не защищает. От взлома не защищают никакие замки. Это – всего лишь вопрос времени.

Стоить такая парковка, по предварительным подсчетам, будет 350 – 450 рублей в месяц. "Но кому пойдут эти деньги?", – вопрошают автоэксперты. Частным компаниям? В этом случае проект выглядит, скорее, как попытка бесплатно или как минимум на льготных условиях получить участки московской земли под парковки микромобильного транспорта в самых престижных и людных местах, продолжает Александр Нилов. И это вызывает вопросы.

НИЛОВ: Если вы хотите зарабатывать деньги, то стройте свою инфраструктуру или согласовывайте с городом, расширяйте. Все-таки парковок у нас в городе не хватает, это однозначно. К сожалению, они расположены не всегда там, где нужно людям. У нас много районов, где люди активно используют велосипеды и самокаты, но их негде припарковать.
.
А если делать защиту, как положено, то частные структуры могут не потянуть такой проект в одиночку. Без участия госструктур они не справятся. Будут ли готовы власти городов включаться в эту идею – большой вопрос. А без дополнительной поддержки государства и защиты инфраструктуры, паркуемого имущества и ответственности в случае намеренной порчи сервис окажется малопопулярным.

Тем более что большинство частников вообще не видят смысла за что-то платить. Зачем что-то изобретать, рассуждают они, когда есть возможность пристегнуть велосипед или самокат тросиком к ближайшему столбу или перилам у подъезда? И далеко идти не надо.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация