Авторские материалы Удар по красоте: что будет с бьюти-индустрией из-за недопоставок зарубежной косметики
Персоны
На фоне санкций и сокращения поставок спрос на российскую косметику с начала года вырос в 30 раз. При этом в индустрии красоты не готовы отказываться и от зарубежных средств. Один из способов возвращения брендов, под давлением покинувших наш рынок, – параллельный импорт. Такая схема применяется, к примеру, в инъекционной косметологии. После отказа американских компаний поставлять нам ботулотоксин в клиниках красоты стали опасаться нехватки препарата для коррекции морщин. О ситуации на российском рынке бьюти-услуг – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Wella, производитель профессиональной немецкой косметики, на которой работает большинство российских салонов красоты, объявил о прекращении поставок в Россию. До этого ушли Kerastase и Redken. В отрасли не скрывают: это серьезный удар. Многие еще не отошли от последствий COVID-ограничений, когда салоны были закрыты. И вот теперь – новый вызов. Большие надежды предприниматели возлагают на отечественные бренды.
Запросы от салонов красоты и мастеров бьюти-индустрии в марте на российскую косметику резко выросли – на 160%. Прежде всего, это Estel и Ollin, но и у них косметика на 95% состоит из импортного сырья. Справятся ли они с поставками ингредиентов – пока вопрос.
Что касается импортных привычных средств, то здесь проблема обоюдоострая. Многие западные компании хотели бы продолжить сотрудничество, но на них давят власти, требующие поддержать санкции. Видимо, слишком велико желание ударить по красоте российских женщин.
Выход в этой ситуации – параллельный импорт. Однако из более чем 50 категорий товаров, доступных для закупок через третьи страны, в перечень Минпромторга не вошли такие популярные косметические и парфюмерные бренды, как Garnier, L'Oreal Paris, Lancomе, Prada, Maybelline New York и Giorgio Armani.
Предприниматели признают: пока все не отрегулировано, перебои с поставками есть. Часть косметики, возможно, даже ввозится контрафактом, часть – через посредников. Но торговля все равно налаживается.
Может ли правообладатель иностранного бренда запретить своим дистрибьюторам продавать в третьих странах товары российским компаниям? Теоретически – да, однако на практике это неосуществимо, говорит юрист, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов "Арбат" Сергей Шугаев.
ШУГАЕВ: Мы имеем право купить, но не обязательно у этого дистрибьютора. Он может продать это любому юридическому лицу в третьей стране, и мы можем покупать эту продукцию еще через одного посредника. Это является вполне законным. Вопрос, насколько экономически это будет обосновано. Когда накручивает еще один посредник, товары в России могут стать дороже.
Впрочем, как говорят юристы, пока не было каких-то явных случаев категорического запрета для продажи нам. Но бывает, что некоторые западные компании то ли из-за политических воззрений руководства, то ли под серьезным нажимом властей (скорее, второй вариант) сами отказываются поставлять нам продукцию. Так, например, произошло с производителями препаратов для коррекции морщин на основе ботулотоксинов.
В марте производитель американской Allergan объявил о прекращении поставок в Россию всех продуктов эстетической медицины, включая ботокс, в знак протеста против спецоперации на Украине. Его конкуренты – французский "диспорт" от Ipsen и "ксеомин" от немецкой Merz – тоже приостанавливали поставки, но потом передумали и возобновили. Хотя и сократили их на 31% и 3% соответственно. Если они будут продолжать сотрудничество с нами, то российские косметологи и не вспомнят, что когда-то работали на американских препаратах. "Диспорт" и "ксеомин" – очень достойная альтернатива, говорит глава столичного Центра дерматологии Екатерина Мокина.
МОКИНА: За соотношение цены и качества врачи в моей клинике уже давно отдают предпочтение Ipsen и Merz. Поставки от этих фирм всегда достойны, всегда использовались в нашей стране и от них всегда прекрасные результаты.
А что с ценами? Пока они держатся примерно на прежнем уровне. И это может быть связано со значительными запасами: в ноябре-декабре прошлого года импортеры завезли 30% годового объема ботулотоксинов.
Впоследствии цены могут увеличиться. Но и здесь есть выход – российские аналоги. "Релатокс" от "Микрогена" и "Миотокс" от центра Чумакова. На них также выросли цены, но все равно они дешевле примерно на 20-30% зарубежных европейских аналогов. Это должно спасти рынок в случае дефицита, говорит директор по развитию "Аранси Фарма" Николай Беспалов.
БЕСПАЛОВ: Здесь ситуация относительно благополучная. У нас есть два препарата-аналога ботулотоксина. В достаточно серьезных объемах они выпускаются. Пока они вряд ли могут закрыть полностью потребность российского рынка, но они занимают достаточно серьезную долю – порядка трети.
Но при высоком спросе их производители готовы увеличить объёмы. По данным "Ростеха" (владелец "Микрогена"), продажи "Релатокса" в первом квартале выросли на 80%. И они готовы удвоить выпуск препарата.
Но будут ли эти средства так же популярны, как их европейские аналоги? Спрос есть, и это соотношение – примерно 50 на 50 между европейскими и российскими препаратами, говорит Екатерина Мокина. Выбор – за пациентом.
МОКИНА: Если пациент готов платить дороже – пожалуйста, если это – российского производства (у нас такие пациенты есть ), я – за выбор.
Одним из главных проблемных моментов в индустрии остается вопрос правового урегулирования претензий. Как быть, если пациента не устроил результат или нанесен откровенный вред? На практике число таких ситуаций почти равно нулю, говорят юристы. Но теоретически в любом случае недовольства потребитель вправе обратиться в суд. В случае с российскими препаратами – все как обычно. А вот с теми, что завезены через параллельный импорт, не все так однозначно. Неизвестно, будут ли решения наших судов в рамках санкций приняты для исполнения за границей. При этом юристы напоминают: ввоз всех медицинских и косметических препаратов (в том числе через параллельный импорт) проходит контроль Росздравнадзора и Россельхознадзора.