Авторские материалы "Приукрашенный" автомобиль: как обезопасить себя при покупке подержанной машины
Персоны
На российском рынке автомобилей с пробегом честных продавцов становится все меньше. В среднем больше 70% объявлений о продажах содержат недостоверные сведения как минимум о пробеге машины. Как пытаются обмануть покупателей и можно ли обезопасить себя при покупке подержанного автомобиля, расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Ярослав Лукашев.
По разным оценкам, от 60 до 75% продающихся сейчас в России автомобилей с пробегом имеют признаки "корректировки показаний одометра". Грубо говоря, "смотанного" пробега. Особенно остро проблема эта стоит в регионах, а вот в столицах автопродавцы ведут себя немного приличнее – в Москве и Санкт-Петербурге обмануть покупателя пытаются "всего лишь" в половине случаев.
Шанс купить серьезно "приукрашенный" автомобиль больше всего у тех, кто пытается уложиться в бюджет 800 тысяч рублей. Описания, сопровождающие 2 из 3 таких предложений, скорее всего, не будут соответствовать действительности. Чуть больше вероятность купить машину с честным пробегом – в ценовом диапазоне до 1,5 миллионов рублей. Здесь сомнения вызывают 59% предложений. Соответственно, чем выше цена – тем больше правдивой информации. Среди автомобилей, стоящих от 1,5 до 5 миллионов рублей, никаких нареканий у экспертов не вызывают уже больше половины – 57%. Спокойнее всего могут чувствовать себя те покупатели, которые готовы заплатить больше 5 миллионов: среди таких предложений к сомнительным в плане показаний одометра можно отнести лишь треть.
По словам экспертов, такая корреляция объясняется не моральными качествами продавцов, а исключительно техническими нюансами. Чем дороже автомобиль – тем больше вероятность того, что обслуживался он или у официального дилера, пока это было возможно, или в авторизованном сервисном центре. И там и там каждое посещение тщательно документируется с обязательным указанием производимых работ и пробегом на каждую дату.
Еще один аспект: более дорогие машины, как правило, обладают более совершенной "начинкой", изменить показания которой тем сложнее, чем ее больше. Если в среднем недорогом автомобиле самого распространенного B-класса пробег считается и записывается блоком ABS, то в более технологичных машинах эту функцию выполняют самые разнообразные элементы "начинки". Пробег может записываться, например, в системе управления головным светом или даже в SMART-ключе. А блок управления двигателем для надежности может фиксировать не только пройденные километры, но и отработанные моточасы, выдавая при несоответствии показателей сообщения об ошибках.
Чем больше систем – тем сложнее и дороже их обманывать. Именно поэтому продавцы дорогих автомобилей вынуждены быть более честными.
Впрочем, принудить к откровенности можно и тех, кто продает более бюджетные варианты. Как говорят эксперты, для этого нужно просто не покупать машину второпях. И, выбрав понравившийся вариант, провести недорогую, а иногда и вовсе бесплатную, проверку. Практически все сайты объявлений предлагают проследить историю заинтересовавшего автомобиля. Как минимум посмотреть, в каком виде, с каким пробегом, за какую цену и когда он продавался раньше. В большинстве случаев это позволяет составить вполне адекватное представление о настоящей истории машины. Изменения пробега на таких сайтах даже выводят в виде диаграммы, наглядно показывающей, когда и насколько корректировали показания одометра.
Кстати, "смотанный" пробег далеко не всегда является проблемой; в большинстве случаев это – дополнительная возможность поторговаться, которая может сэкономить до нескольких десятков тысяч рублей. А вот другие нюансы, которые тоже помогает обнаружить несложная подготовка к покупке, вполне могут заставить просто отказаться от сделки. Нередки случаи, когда красивый, ухоженный, с небольшим пробегом и за скромную цену автомобиль в прошлый раз продавался изувеченным до неузнаваемости в дорожно-транспортном происшествии. То есть, скорее всего, сейчас на продажу выставлен результат максимально дешевой работы перекупщиков, главная задача которых – не исправить, а скрыть дефекты.
Впрочем, дело обстоит именно так: желающим приобрести автомобиль с пробегом о честности сделки стоит заботиться самим, благо для этого сейчас существует масса инструментов.