
Кавказский акцент Пётр I и Кавказ: гигантский план по диверсификации торговых путей
О том, что Пётр I прорубил окно в Европу знает каждый. Но великий российский император смотрел не только на запад. Гораздо менее других сражений известен Каспийский или Персидский поход Петра. Как и зачем Петр Алексеевич смотрел на Восток расскажут гости программы Амиран Тариелович Урушадзе, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурга и его коллега Борис Иванович Колоницкий, профессор факультета истории упомянутого петербургского вуза.
- Пётр – человек, который во многом опередил своё время. И, мне кажется, что по своему сознанию он был человеком не восемнадцатого века, а века двадцатого, – восхищается последним царём всея Руси и первым Императором Всероссийским Амиран Тариелович. – У него конвейерное мышление, мышление человека, который прекрасно понимает, где можно заработать деньги и какие направления той или иной политической модели сулят выгоды.
По задумке Петра, Россия должна была контролировать Прикаспий и Каспийское море для того, чтобы перенаправить традиционные торговые пути, которые связывали Европу и Азию. И здесь он планировал сделать главной узловой точкой, вместо Стамбула, Астрахань. Через Каспий, по Волге – вот таким образом поменять направление торговых путей и трансконтинентальных связей Европы с Азией. А Европа была очень зависима от азиатских товаров – шёлк, специи и другие предметы роскоши, к которым европейские элиты относились с большим трепетом.
Любой военный поход – это не только ратные будни. Это ещё и постижение незнакомого мира, и особо прочувственные походные заметки. Одним из испытаний для Петра и его солдат стала кавказская жара:
- Дагестан в летние месяцы – это изнурительнейшая жара. Страшно страдала армия от этих условий. Сам Пётр тоже очень сильно страдал, – вносит яркую ремарку Амиран Урушарзе. – И он вынужден был сбрить волосы. То есть Кавказ был первой территорией – и, наверное, единственной по сути дела – которая увидела лысого Петра.
Пётр оказался гораздо дальновиднее своих сподвижников, он сразу оценил фанатичную решимость горцев сражаться за свою землю. Он говорил своему окружению: если бы горцы имели соответствующее вооружение, если бы они имели соответствующую организацию, ни одна армия не могла бы их победить.
Программу ведёт Николай Мамулашвили.
Кавказский акцент. Все выпуски
- Все аудио
- Кавказский акцент