Авторские материалы Переукрепление рубля: что с этим делать?
Персоны
Минфин собирается скупать валюту, чтобы ослабить рубль. Министр финансов Антон Силуанов предложил пустить бюджетные деньги на выкуп валютных излишков у экспортёров. Центробанк и Минэкономики – против искусственного ослабления нацвалюты. Хотя и там признают, что слишком крепкий рубль вредит экспорту и бюджету. Биржа отреагировала на заявления ростом валют. Доллар подорожал на 2 рубля, но курс – по-прежнему далёк от желаемых Минфином уровней. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов изучил аргументы за и против ослабления российской валюты.
Переукрепление рубля – один из самых больных вопросов сегодня для правительства и бизнеса. Для экспортеров курс имеет принципиальное значение. При условной цене бочки нефти в 100 долларов и доллара по 70 они зарабатывали почти на треть больше в рублях, чем сейчас.
Текущий курс бьёт и по доходам бюджета. По словам Антона Силуанова, укрепление российской валюты на рубль обходится казне в сумму от 130 до 200 миллиардов рублей. Выступая на съезде РСПП, глава Минфина предложил ударить по курсу "тяжёлой артиллерией", а именно – потратить часть сырьевых сверхдоходов на валютные интервенции.
СИЛУАНОВ: Сняли все ограничения – влияния на курс нет. Стимулируем импорт – импорт не идёт. Остаётся только участвовать на рынке. Сейчас иностранная валюта – токсична, но мы готовы это делать, чтобы влиять на курс, в валюту дружественных стран. Через кросс-курсы к доллару и евро можно будет регулировать и стоимость доллара и евро к рублю.
В Минэкономики считают, что предложенная Минфином схема не решит проблему крепкого рубля. Сегодня валюты от продажи сырья приходит много больше, чем тратится на закупку зарубежных товаров. При этом деньги на валютные интервенции предлагается брать за счёт сокращения других статей бюджета, что ещё хуже для экономики, заявил глава ведомства Максим Решетников.
РЕШЕТНИКОВ: Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которая заключается в том, что мы сокращаем расходы и с этими деньгами выходим на валютный рынок, предъявляем спрос на валюту и тем самым повышаем курс. Мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации, потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы, с тем чтобы стабилизировать этим дополнительным спросом курс.
Центробанк тоже против валютных интервенций в текущей ситуации. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, попытки вернуть курс рубля к старым значениям делают его искусственным, что грозит девальвацией, к тому же новые вложения в твёрдые валюты сомнительны из-за санкций.
НАБИУЛЛИНА: Они сразу попадают под арест. Когда мы начинаем управлять курсом, конечно, резко снижается независимость и самостоятельность денежно-кредитной политики, то есть мы привязываемся к валютам чужих стран. Напомню, что в этих странах сейчас инфляция на 40-летнем максимуме. Это ещё и импорт этой инфляции.
В среду курс доллара на Мосбирже "лёг" на 7-летний минимум – до 50 рублей, но на фоне клинча Минфина, ЦБ и Минэкономразвития "отскочил" на 2 рубля. Впрочем, это далеко от "адекватного", с точки зрения финансового блока, уровня в 70 – 80 рублей за доллар. Некоторые аналитики не исключают, что у нацвалюты есть все шансы пробить планку в 40 рублей. Комментирует финансист Александр Лосев.
ЛОСЕВ: Тот курс, который формируется, – реальный, потому что он рыночный и плавающий. И здесь лучше иметь стабильность, чем какой-то задранный курс, потому что если сейчас девальвировать рубль, это снова приведёт к инфляции, потому что инфляция снова начнёт импортироваться. И то, что рубль укрепляется, как раз и отсекло импорт иностранной инфляции в нашу страну.
По общему мнению, "рублёвое ралли" сложно развернуть, если только Минфин не настоит на своём и не начнёт скупку валюты за счёт сырьевых сверхдоходов, как он делал раньше по "бюджетному правилу".