Авторские материалы Сохранить нельзя сносить: Петербург лишился памятника культурного наследия – дома Шагина
Персоны
Следственный комитет Петербурга возбудит уголовное дело по факту проведения работ по сносу исторического здания – дома Шагина – на набережной реки Фонтанки. Здание, построенное на рубеже XVIII – XIX веков, является объектом культурного наследия, но под охраной находятся лишь фасад и парадная лестница. После начавшегося демонтажа остальных конструкций на соседних домах возникли трещины. В ситуации разбирался корреспондент “Вестей FM” в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов.
Дом купца Шагина, в котором в XIX веке располагалась редакция исторического журнала “Русская старина”, в советское время был жилым, но затем – признан аварийным. В 90-х годах его расселили, и несколько лет дом пустовал, но в начале нулевых компания-инвестор решила перестроить его под гостиницу, однако работы по сносу дворовых флигелей были признаны незаконными. Чуть позже дом Шагина обрел статус памятника культурного наследия, что затрудняло поиск нового хозяина – слишком велико было обременение – капитальный ремонт и сохранение всего здания, которое уже частично разрушили. В итоге 3 года назад после историко-культурной экспертизы охранный статус скорректировали. По словам главы городского Комитета по охране памятников Сергея Макарова, некоторые архитектурные элементы уже представляли опасность и могли рухнуть в любой момент. Сохранить их было невозможно.
МАКАРОВ: Предмет охраны, который был определен в 2014 – 2015 годах, не соответствовал фактической ситуации. В 2019 году на основании обследования аварийных конструкций предмет охраны был уменьшен до тех конструкций, которые реально возможно сохранить.
В результате под охрану попали лишь лицевой фасад здания и интерьеры парадной лестницы, что не устроило градозащитников, считавших, что можно было сохранить брандмауэрные стены и материал дворового фасада. В Следственный комитет по этому поводу была направлена жалоба, и в это же время новый инвестор стал сносить здание. Причем, по мнению жителей, работы шли в авральном режиме. Через несколько дней на фасадных стенах соседних исторических зданий появились глубокие трещины по всей высоте. Жильцы этих домов и градозащитники сразу же связали это с демонтажем дома Шагина и стали всерьез опасаться нового этапа работ – установки свай для строительства:
“Вполне возможно, что здесь могут быть какие-то проблемы, и с этим нужно быть осторожнее. Потому что беда какая-то случится – все будут ахать, что жертв, слава богу, не было… Это будет очень печально”
“Идет ручная разборка стен, и уже идут трещины. У этого дома нет подвала, и он наиболее подвержен повреждениям. Когда здесь начнут бить сваи, то все вообще может развалиться”
Ориентируясь на жалобы жильцов и многочисленные публикации о разрушении исторического здания, глава СК дал указание возбудить по факту сноса дома Шагина уголовное дело и представить доклад. Накануне на стройплощадку приехали следователи и приостановили на неопределенный срок работы по разборке здания. Правда, к этому времени от самого дома фактически остались лишь фасадная стена и коробка парадной лестницы.