Авторские материалы "Железная дама" – при смерти? Французские эксперты опасаются, что Париж потеряет Эйфелеву башню
Персоны
Символ французской столицы – Эйфелева башня – требует неотложного серьезного ремонта. Об этом сообщил журнал Marianne, ссылаясь на отчеты неназванных экспертов, которые следили за её состоянием с 2010 года. По их мнению, работы по покраске, которые должны завершиться к открытию Олимпийских игр в Париже в 2024, не смогут спасти башню от поразившей ее ржавчины. Насколько тревожна ситуация на самом деле, разбирался собственный корреспондент "Вестей ФМ" во Франции Александр Зуев.
"Если бы Гюстав Эйфель в наши дни посетил свое творение, он бы упал в обморок", – пишет автор статьи в журнале Marianne и задается вопросом: не потеряет ли в скором времени Париж вслед за сгоревшим Нотр-Дамом еще один из своих главных символов?
В руки журналистов попали копии экспертиз, проводившихся неназванными специалистами с 2010 по 2016 годы. В них утверждается, что под 34 слоями краски, которой покрыта Эйфелева башня, скрываются ржавчина и многочисленные трещины в металле. И очередные покрасочные работы, начатые в преддверии Олимпиады, не спасут конструкцию от возможного обрушения. Экспертиза состояния башни, проведенная в 2016 году, выявила ржавчину и повреждения в 884 элементах сооружения. 68 из них были на грани разрушения.
По утверждениям специалистов, которые приводит журнал, для спасения творения Гюстава Эйфеля необходимо полностью очистить от краски его поврежденные части, удалить ржавчину и только после этого вновь покрасить.
Но мэрия Парижа, которой принадлежат 99% акций компании, занимающейся эксплуатацией Эйфелевой башни, не готова вкладывать огромные средства в ремонт 330-метрового сооружения и терять доходы от продажи билетов на ее посещение.
В обычные годы до 6 миллионов туристов поднимаются на башню, чтобы увидеть Париж с высоты птичьего полета (около 20 тысяч человек в день). Но в разгар пандемии COVID-19 башня 2 раза закрывалась для посещений, что вылилось для мэрии в 52 миллиона евро убытков.
Как утверждает руководство компании по эксплуатации Эйфелевой башни, "железная дама" находится в отличном состоянии для своего 130-летнего возраста. "Впервые в истории мы полностью очистили от краски южную арку башни, выходящую на Марсово поле, – рассказывает в интервью Le Figaro генеральный директор компании Патрик Бранко Руиво. – И обнаружили, что кованое железо, из которого построена башня, сохранилось в превосходном состоянии. А это – самая поврежденная ее часть".
Работы, начавшиеся в 2018 году, были прерваны на 8 месяцев в начале прошлого года из-за того, что в ранних слоях краски содержалось большое количество вредного для здоровья свинца, который использовался для защиты металла от ржавчины. В результате стоимость реставрации выросла почти в 3 раза – с 32 до 84 миллионов евро. Сейчас эта часть проекта реставрации полностью завершена. Осталось лишь убрать строительные леса весом 450 тонн и высотой с Триумфальную арку.
При этом полностью от краски были очищены лишь 5% из 245 тысяч квадратных метров поверхности Эйфелевой башни, в то время как эксперты настаивают на том, что такие работы необходимо провести на 15% ее поверхности.
Но, как утверждает Патрик Бранко Руиво, 800 выявленных экспертами повреждений на 18 тысячах деталей башни не носят критический характер. Что же касается 68 частей, которым грозит разрушение от коррозии, то это – второстепенные элементы, и они последовательно заменяются.
Проект реставрации Эйфелевой башни предполагает вернуть ей изначальный цвет. И это – не позолота, как на большинстве ее сувенирных изображений. Перед сборкой детали башни были покрыты красной краской. Затем ее покрасили в красно-коричневый цвет. С тех пор краска обновлялась 19 раз, меняя оттенки. В 1968 году цвет башни получил название "коричневый эйфелевый" и больше не менялся.
Достаточно ли будет перекрасить "железную даму", чтобы сохранить ее до следующей реставрации, запланированной на 2030 год, или уже сейчас необходимы более масштабные работы? Спор продолжается. Но, судя по всему, в 2024 году гости Олимпиады все еще смогут выпить традиционный бокал шампанского на самом высоком уровне Эйфелевой башни, доступном для туристов.