Авторские материалы Упаковочный минимализм: к чему приведёт уменьшение этикеток на продуктах
Персоны
Правительство определит размер этикетки на продуктах. Бизнес просит её уменьшить из-за дефицита бумаги и чернил. Эксперты говорят: сэкономить на этом можно, но потребители не найдут важную информацию о продукте. Обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов продолжит тему.
Этикетки станут лаконичнее. Предприниматели просят власти уменьшить размер ярлычков и печатать на них меньше сведений о товаре. Причина такой просьбы – нехватка упаковочного картона и красок, которые раньше поставляли западные компании.
Вице-премьер Виктория Абрамченко уже поручила ведомствам проработать стандарты, которые определяют размер этикетки на картонной упаковке. А в ассоциации “Руспродсоюз” предлагают уточнить, все ли данные на упаковке нужны покупателям и что можно не печатать для экономии дефицитной краски.
Производители продуктов тратят на полиграфию до 5% от себестоимости. Если уменьшить этикетку хотя бы на четверть, получится сэкономить около 1%. Для некоторых производств это ощутимая выгода, говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков. С другой стороны, будет сложно прочесть информацию о товаре.
ЧУМАКОВ: Экономия даже 1 – 3% может оказаться вполне ощутимой, потому что у многих производителей продуктов рентабельность составляет 3 – 5%. Но покупатели могут получить дополнительную неуверенность в продукте, который они покупают, потому что хоть доля тех, кто читает, что написано на этикетке, и невелика, но такие всё-таки есть.
Сегодня ГОСТ требует печатать на этикетке название продукта, состав, срок годности и ещё десяток важных позиций. Причём текст и так мелкий, и нужная покупателю информация не всегда хорошо читается. Экономия на этикетках может стать проблемой для людей с плохим зрением. Покупатель может перепутать и, например, купить не те конфеты “Белочка”, ведь их несколько видов с разной начинкой.
Кроме того, мелкие этикетки не отвечают техрегламенту Евразийского экономического союза. Без указания всех обязательных данных товар нельзя пускать в оборот.
Упаковочный минимализм – вынужденная мера. Производители газированных напитков отказываются от этикеток на горлышке бутылок. Основа для кольереток и чернила шли из Финляндии и Дании. После запрета на экспорт в Россию этикетки подорожали в полтора раза. Сейчас отечественные производители ищут азиатских поставщиков, но там не всегда предоставляют нужное качество.
На белые пакеты для экономии красок переходят фасовщики соков. Содержимое – то же, но не все покупатели довольны: дети неохотно пьют напитки из безликих пакетов без весёлых картинок.
Такой пакетик “засветился” на недавнем Петербургском форуме. Модератор пленарного заседания Маргарита Симоньян показала Владимиру Путину “побелевшую” из-за ухода производителя краски упаковку с соком. Президент заявил, что это не такая большая проблема: на место ушедших компаний придут новые, которые будут производить пакеты не хуже.
Сама упаковка становится объёмнее: в мае правительство разрешило вдвое увеличить расфасовку детских смесей и молока до полулитра вместо максимальных 250 миллилитров.
Сейчас в правительстве обсуждают увеличение тары для соков и другой продукции для экономии на материалах. Эта мера также поддержит производителей, говорит Дмитрий Чумаков.
ЧУМАКОВ: В некоторых категориях продуктов питания большие упаковки вошли в повседневную жизнь покупателей. В целом это позволит людям не переплачивать за упаковку, а производителям – сконцентрироваться на своём продукте. Это может быть введено для напитков, других продуктов питания с консервантами. Это любые продукты питания, которые не портятся слишком быстро.
Эксперты предлагают необычные способы экономии на этикетках. Например, печатать одну большую на всю партию и вывешивать её в магазинах рядом с товаром. Потом производители найдут новых поставщиков упаковки и чернил и вернут привычные этикетки.