Авторские материалы Из-за падения уровня воды в Рейне европейские страны могут сесть на мель

6 августа 2022, 06:32

Персоны

Жара и засуха в европейских странах уже привела к нехватке воды, в том числе питьевой, и обмелению рек. В Германии из-за падения уровня воды в Рейне грузовые суда вынуждены идти с полупустыми трюмами. Если в ближайшие дни река в районе города Кауб обмелеет еще на несколько сантиметров, то навигация по это крупнейшей европейской водной артерии, проходящей по территории Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии, Германии, Франции и Нидерландов, может быть и вовсе остановлена. Рассказывает европейский корреспондент “Вестей FM” Александр Зуев.

Прилагательное “полноводный” к Рейну больше не относится: из-за засухи уровень воды в реке опустился до невиданных на протяжении десятилетий отметок, утверждает Федеральный институт гидрологии Германии. Перевозки по этому важнейшему торговому пути протяженностью в 1233 километра, от Альп до Северного моря, связывающему 6 европейских стран, могут быть остановлены со дня на день. Счет идет всего на пару десятков сантиметров высоты.

Ключевым для судоходства по Рейну считается участок реки в районе города Кауб, в сотне километров от Кельна. Это важнейший транзитный пункт между Северным морем, Нидерландами, северной частью Германии и остальной ФРГ, а также Францией, Австрией и Швейцарией. Через него осуществляется транспортировка таких стратегических грузов, как уголь и мазут для электростанций, бензин. Специалисты с тревогой следят, как мелеет Рейн. Если уровень воды опустится на 20 сантиметров – миновать этот участок не смогут даже плоскодонные баржи.

Крупные грузовые суда уже сейчас рискуют сесть на мель и отправляются в плавание гружеными лишь на треть, чтобы уменьшить осадку. Из-за недозагруженности барж, чтобы перевезти то же количество товаров, что и раньше, требуется в три раза больше рейсов. Некоторые районы Германии из-за этого уже столкнулись с нехваткой топлива. В Нижней Баварии и Верхнем Пфальце для автомобилистов заправить машину стало проблемой. На бензоколонках выстроились очереди. Резко сократились поставки дизельного топлива и мазута из Нидерландов. Правительству Швейцарии из-за сокращения поставок пришлось вскрыть стратегические запасы топлива. По мнению аналитика компании Facts Global Energy Джоша Фолдса, Германии и Швейцарии будет трудно создать к зиме запасы дизельного топлива. Железнодорожные и автомобильные перевозки гораздо дороже и могут решить проблему лишь частично.

Стоимость доставки топлива в швейцарский Базель, к примеру, сегодня составляет 200 евро за тонну. За несколько месяцев она выросла почти в 10 раз. Разница в цене, естественно, ложится на плечи потребителей.

Во Франции в речном порту Страсбурга контейнеры с товарами уже складируются в 5 рядов в ожидании отправки заказчикам. Рейн здесь отступил от своих берегов, обнажив пляжи из гальки. Традиционное пожелание удачи капитанам “7 футов под килем!” теперь звучит издевательством. 7 футов – это около 2 метров. По словам Жана-Батиста Кастелана, капитана контейнеровоза, сегодня под его килем не больше 40 сантиметров воды.

Но обмеление Рейна создает проблемы не только для транспортных систем стран, через которые он протекает. Их энергетика также зависит от количества воды в реке. И речь идет не только о поставках топлива на ТЭЦ. На Рейне расположены несколько гидроэлектростанций, в обычное время вырабатывающих количество энергии, сопоставимое с ветрогенерацией. А ряд французских атомных станций использует воду из Рейна для охлаждения реакторов. Из-за нехватки воды часть из них уже пришлось остановить.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация