Авторские материалы Фотографируйте цены в преддверии распродажи!
Персоны
Продавцов могут обязать перед распродажей указывать предыдущую цену в динамике за 3 месяца. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы. Они уверены: это поможет избежать обмана, когда продавец сначала указывает завышенную цену, затем ее перечеркивает и уже от нее ставит 50-процентный дисконт. И ретейл, и защитники прав потребителей подтверждают: такие уловки встречаются. Но и те, и другие скептически относятся к идее указывать динамику цен за 3 месяца. Каковы реальные рычаги регулирования цен в период распродаж и как не обмануться, глядя на призывные ценники, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Берешь со скидкой – вправе знать, как она сформировалась. Это давно усвоили продавцы. Но трактуют это по-своему. В сезон распродаж (а то и вне его) на полках магазинов появляются товары с перечеркнутой ценой. Было 700 рублей – стало 350. Наглядно и привлекательно. Правда, не всегда честно, говорит член правления Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк.
СОРК: Проблема есть. Распродажи, зачастую, – это один из способов маркетинга. Вас просто заставляют именно в этот день покупать. Для этого придумывают всякие уловки. Вот это – одна из уловок.
В Госдуме решили помочь покупателям не попадаться на эти уловки и иметь полную картину движения цены в приятную сторону для тех, кто пришел в магазин. На отзыв в правительство уже направлен законопроект, обязывающий продавцов указывать информацию о динамике цены на товар за 3 месяца до объявления скидки. Но как это будет выглядеть на практике? В пояснительной записке сказано: "Доводить до потребителей в наглядной и доступной форме информацию о динамике цены на товар за 3 месяца до объявления скидки. Если товар продается менее этого срока, это также должно быть обозначено на ценнике". Это же нереально сделать на практике, считает Диана Сорк.
СОРК: Я вообще не очень представляю, как на этикетке можно разместить эту информацию. Если человек захочет ознакомиться с динамикой цен, ему должны предоставить эту информацию. Но никто же не мешает продавцу динамику цен скорректировать под свои нужды.
Сейчас цена – главенствующий аргумент в выборе товаров, и рынок регулирует спрос и ответ на него очень четко, говорит вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Сергей Кузнецов. Ничто не мешает покупателю отказаться от заведомо невыгодной покупки.
КУЗНЕЦОВ: Не понимаю, в чем смысл этого процесса. Наш рынок – высококонкурентоспособный. Покупатели прекрасно разбираются в ценах, где что продается, по каким скидкам. Более того, у всех есть доступ на маркетплейсы, все смотрят и видят цены и для себя точно определяют, что хотят купить и по какой цене.
Но будем честны: не все и не всегда способны держать в голове, сопоставлять и анализировать рост и снижение цен, и автоматически тянутся к товарам, видя перечеркнутые цены, возражает Диана Сорк. Покупателю надо учиться сдерживать порывы и не давать себя обмануть. Тогда и продавцы не смогут делать это столь нагло, уверена она.
СОРК: Слова "скидки, распродажа, дешевле, просто даром", следите за ценой. Если просто распродажа – покупайте, если нет – не обманывайтесь.
Если вам понравилась какая-то вещь, особенно дорогостоящая, но цена "кусается" и вы ждете распродажу, чтобы ее купить, лучше изначальную цену сфотографировать, советуют юристы. И если вдруг во время сейла первоначальная цена отчего-то "вырастет" и окончательный ценник будет не тем, на что вы рассчитывали, можно на это указать сначала продавцу, попросив скорректировать цену в вашу пользу. Если он не реагирует – обратиться в Роспотребнадзор. Фотография будет наглядным подтверждением.