Хай-тек Робот-скульптор не отнимет рабочие места у людей
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Итальянская компания Robotor сконструировала робота-скульптора, способного работать с мрамором. Машину назвали 1L, она способна вырезать из цельного куска мрамора почти готовые произведения искусства, требующие затем лишь незначительной шлифовки и полировки. Робот способен за несколько дней создавать скульптуры, которые обычно требуют месяцев кропотливой ручной работы. Для начала в систему загружается 3D-модель будущей скульптуры, а затем 1L удаляет из куска природного материала все лишнее с помощью различных инструментов. Инженеры отмечают, что робот может работать прямо в карьере, на месте добычи камня, что позволит существенно сэкономить на перевозке мрамора.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Робот-скульптор пока существует в единственном экземпляре, но действительно способен вырезать из куска мрамора хоть роденовского "Мыслителя", хоть абстрактную скульптуру – была бы только соответствующая 3D-модель. Для начала стоит отметить, что ничего принципиально нового итальянские инженеры не сделали: робот построен на базе промышленного манипулятора Kuka и представляет собой 4-метровую робо-руку на массивном основании. Собственно, никто этого и не скрывал – компания Robotor работала в сотрудничестве с Kuka, о чем честно рассказывает в пресс-релизе. Эти роботы настолько хорошо зарекомендовали себя в работе, что используются повсеместно на высокотехнологичном производстве. Из них даже собирают конвейеры заводов, выпускающих автомобили. В случае с 1L на конце манипулятора закрепляются самые разные инструменты – от стамески до высокоскоростной фрезы, и робот с их помощью обрабатывает мрамор.
Самое интересное, что среди итальянских скульпторов сразу же появились опасения, что роботы отнимут у них рабочие места. Разумеется, этого не произойдет. 1L – это всего лишь новый, современный инструмент, по сути – программируемый станок, который просто во много раз ускорит производство. Без человека он не обойдется – людям приходится не только шлифовать готовые скульптуры, но и создавать 3D-модели, которые тоже являются произведениями искусства. Конечно, к этому делу можно подключить искусственный интеллект, но авторы пока так далеко не заходят. Опасаться нечего, и тут можно привести пример с ковроткачеством: множество фабричных ковров, произведенных на станках, лежат на полках магазинов, но изделия ручного труда никуда не делись, они по-прежнему ценятся очень высоко, и даже, наверное, выше, чем до промышленной революции. Со скульптурой произойдет то же самое, мы абсолютно в этом уверены. Хотя…