Угол зрения "Россия долго терпела хамство Совета Европы"

23 января 2023, 15:06

Персоны

В Страсбурге начинается зимняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы, в ходе которой европейские парламентарии обсудят юридические и правозащитные аспекты российской СВО на Украине, а также воздействие вооружённых конфликтов на окружающую среду. Кроме того, состоятся выборы президента и вице-президента ассамблеи. Гость Павла Анисимова в студии "Вестей ФМ" – директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

АНИСИМОВ: Вообще, действительно, никакого отношения эта новость к нам больше не имеет: Россия вышла из Совета Европы, из Парламентской ассамблеи, соответственно, тоже. Кстати, несмотря на всю эту русофобию, достаточно интеллигентно обещали за пару месяцев прошлого года заплатить – в том смысле, что решение было принято только в марте, соответственно, соответственно, за три месяца несколько миллионов долларов из обещанных взносов Россия заплатит. Я бы не платил, но, с другой стороны, здесь вопрос юридической чистоплотности, и очевидно, это будет сделано.

Вообще, Совет Европы – это такая аморфная площадка, просто они обычно любят играть в слова и подбирать соответствующие названия, которые сильно похожи на Рабингоната Тагора, перефразируя известный анекдот, то есть, Совет Европы – это не Европейский совет. Переставили два слова местами, и если Европейский совет – это политическое, бюрократическое объединение европейских стран, то Совет Европы – это вещь достаточно условная. В Совет Европы входит много стран, которые не имеют никакого отношения к Европейскому союзу и Европейскому совету. Это многие постсоветские страны и даже страны, которые никакого отношения к европейскому континенту не имеют или имеют очень условное, типа, например, Турции или, скажем, закавказских стран – Азербайджана, Армении, Грузии. Некоторые совсем никакого отношения не имеют, типа среднеазиатских республик или ближневосточных государств в статусе наблюдателей, или та же Япония, которая вообще на другом конце света, но она тоже наблюдает.

Сама по себе история-то, в общем, благая: изначально, когда формировался Совет Европы как вот такое неформальное объединение представителей европейских стран для обсуждения и координации по тем или иным вопросам, для разработки общих конвенций, которые являются неотъемлемой частью международного права, и так далее. И разве кто-то может возразить против благих намерений типа прав человека, того, что, в общем, и в основе ООН зафиксировано, и на других не только континентальных, но и общемировых площадках. Но с определенного времени эти площадки стали использоваться для наказания неугодных, "воспитания" неугодных, давления на них и так далее.

Долго, кстати, достаточно долго Россия терпела всю эту историю, и, начиная, наверное, года с 2008, может быть, даже раньше, с 2007, с мюнхенской речи, но тогда это ещё не выглядело нарочито по-хамски, а вот после 2008 года, после конфликта в Южной Осетии, после миротворческой войны в Южной Осетии, принуждения Грузии к миру всё это активно началось. И было очень странно смотреть, как мы, будучи одним из самых больших "доноров" этой организации, мы, наши представители подвергались унижениям, оскорблениям, их лишали слова. То есть, это выглядело, как какой-то садомазохизм, и очевидно, что не стоит платить деньги за подобные вещи.

Другое дело, не стоит и позволять так себя с собой вести, наверное, это тоже имело места. Ну всё, теперь это не имеет никакого отношения к России.

* * *

МАРТЫНОВ: Придёт время, и довольно скоро, когда они будут просить. чтобы мы снова в этом участвовали, в таких форматах. И я предполагаю, что при определённых условиях и определённых гарантиях того, что эти инструменты будут работать, и работать честно и для всех, то почему бы нет?

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Угол зрения. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Угол зрения

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация