Авторские материалы Осторожно, подделки: маркетплейсы оказались завалены контрафактом
Персоны
Обувь, парфюмерия и бутилированная вода, купленная на крупных маркеплейсах, может оказаться поддельной в половине случаев. Такой вывод сделали эксперты "Общественной потребительской инициативы". Они проверили 450 продавцов на ведущих онлайн-площадках России и выяснили, что около 50% из торговцев не прошли обязательную регистрацию в системе маркировки. Агрегаторы считают выводы некорректными, поскольку выбор продавцов, на их взгляд, был слишком малочисленным. О рисках покупки контрафакта на маркетплейсах и защите от этого – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Праздничные и предпраздничные дни – рай для маркетплейсов. Парфюмерия, украшения, одежда и обувь расходятся как горячие пирожки. Именно в эти дни торговцы на онлайн-площадках делают кассу. Но что за товар предлагается? Это решили проверить представители "Общественной потребительской инициативы". Мониторинг показал: почти половина товаров, подлежащих маркировке, – контрафакт, порой обыкновенная "паленка". Как это проверяется? Обязательной маркировке подлежат парфюмерия, бутилированная вода и обувь. Все продавцы этой категории товаров должны быть в реестре участников онлайн-торговли. Если их там нет, значит, продавец нелегал и не имеет право продавать, говорит председатель "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.
ПАВЛОВ: "Однако выясняется, что маркетплейсы допускают такие компании к своим площадкам. Соответственно, та продукция, которая продается, вызывает очень много нареканий c точки зрения качества и безопасности. Особенно это касается парфюмерии, которая контактирует с кожей, питьевой воды, которая применяется в пищу. Это нас обеспокоило, и удивили те масштабы в отдельных маркетплейсах, которые мы увидели. На отдельных маркетплейсах, в частности, на Wildberries, доля нелегальных продавцов превышает 50%. Это недопустимо".
Но почему это все процветает? Как так выходит, что людям продают откровенные фальшивки? Одна из основных причин расцвета торговли подделками – высокий спрос на такие товары из-за их невысокой цены. Сомнительные продавцы сбывают товары с хорошим дисконтом за короткое время, говорит юрист, член коллегии адвокатов "Люди дела" Алишер Захидов.
ЗАХИДОВ: "Люди идут на маркетплейс исключительно из-за цены, потому что оригинал стоит других денег – на 50-70% дороже. Видя красивые картинки, люди себя тешат иллюзиями, что они покупают товар более-менее надлежащего качества. Здесь исключительно цена. Все понимают, сколько стоит оригинал, но никто не скажет, что это подделка, все говорят, что это оригинал, – я говорю о продавцах".
Возникает резонный вопрос: куда смотрят сами маркетплейсы? Почему они разрешают продавать на своих площадках невесть что? Во-первых, они заинтересованы в продажах, во-вторых, они лишь представляют возможность продать, а брать или не брать, решает покупатель. Таковы правила, разъясняет Алишер Захидов.
ЗАХИДОВ: "Правила продажи на маркетплейсах так построены, что маркетплейс не участвует в судебных разбирательствах. Он всего лишь площадка, улица, на которой выставляют товар эти продавцы. Потому риски большие. Сегодня этот продавец есть, а завтра его нет. Значение имеют сертификаты, которые они дают. Там тоже часто поддельные сертификаты. Вот и весь круг".
Неужели нет никакой управы? А как быть, если человек только дома обнаружил, что товар некачественный или, не дай бог, небезопасный? Обращаться в Роспотребнадзор и в суд. Права потребителей никто не отменял, говорит Алишер Захидов.
ЗАХИДОВ: "Если ты купил и не получается вернуть, нужно подавать уже непосредственно в суд и в судебном порядке требовать расторжения договора и возврата денег".
Однако с 1 марта правительство вводит дополнительную защиту для покупателей маркетплейсов. Сами площадки обяжут нести ответственность за продажу нелегальной продукции и не размещать на своих онлайн-прилавках немаркированный товар, говорит Олег Павлов.
ПАВЛОВ: "Маркетплейсы будут приравниваться к продавцам. И если через них будет продаваться немаркированная продукция, пока это касается только легкой промышленности, но в последствии охватит и всю продукцию, они будут нести ответственность в виде штрафа до нескольких сотен тысяч рублей, также данная продукция может быть конфискована. Маркетплейсы должны изменить свое отношение к продавцам, потому что именно они сейчас в силу своей популярности и востребованности становятся каналами продаж нелегальной продукции".
Как это скажется на потребителе? Не получится ли так, что цены в маркетплейсах взлетят? Эксперты уверены, что при той высочайшей конкуренции, что сейчас есть, и при том числе торговых онлайн-площадок этого не произойдет. А вот защита покупателя от подделок будет серьезной.