Авторские материалы Маркетплейсы обяжут отвечать за товар

10 марта 2023, 19:17

Персоны

Торговые интернет-площадки теперь будут включены в контроль за качеством тех товаров, что продают. Их обяжут следить за работой продавцов и проверять подлинность тех лотов, что они допускают на свои площадки. Этот вопрос уже обсуждают на базе Общественного совета при Роспотребнадзоре. Эксперты считают, что такой подход поможет решить проблему с контрафактной и нелегальной продукцией. Как это скажется на потребителях, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

На маркетплейсах представлены миллионы товаров, а точнее – 400 миллионов артикулов ежедневно предлагается рассмотреть покупателям. Покупка в онлайн-магазине, с одной стороны, увлекательный вояж, с другой – огромные риски. Именно в этом потоке вещей и продуктов гораздо проще "протолкнуть" контрафакт и фальсификат. По некоторым позициям, например, парфюмерии и аксессуарам, число подделок доходит до 50%, говорит Председатель "Общественной потребительской Инициативы" Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Выясняется, что маркетплейсы допускают такие компании к своим площадкам. Продукция, которая продается, вызывает очень много нареканий. С точки зрения качества и безопасности. Особенно это касается парфюмерии, которая контактирует с кожей, питьевой воды, которая применяется в пищу. Это нас обеспокоило и удивили те масштабы в отдельных маркетплейсах, которые мы увидели. На отдельных маркетплейсах, в частности, на Вайлдберрис, доля нелегальных продавцов она превышает 50%. Это недопустимо.

Еще недавно представители самых крупных маркетплейсов на подобные претензии говорили только одно: мы к этому не имеем никакого отношения, что нам поставили на онлайн-полку партнеры, то мы и предлагаем покупателю, а уже его дело, заказывать это или нет. Теперь отнекиваться не получится. Ответственность будут нести все участники торговли. Маркетплейсы обяжут проверять товары до продаж, сообщили в Общественном совете при Роспотребнадзоре. Такой подход поможет решить проблему с нелегальной продукцией с помощью маркировки и единого реестра всех товаров. Государственная автоматизированная система "Честный знак" поможет собрать данные об участниках продаж, которые используют маркировку, а также информацию о товарах. Уже сейчас товары, которые чаще всего подделывают – парфюмерия, одежда, обувь имеют свои коды. – рассказывает Президент Ассоциации компаний Интернет-торговли Артем Соколов.

СОКОЛОВ: Начиная с 1 марта без кодов маркировки товар не попадет на полки маркетплейсов, потому что каждый товар из этих категорий будет сканироваться. Этот код невозможно подделать, его невозможно задублировать, вывести или ввести в систему. Получить без документов статус, что это товар качественный, тоже невозможно. Поставить на площадку без этой маркировки тоже нельзя. И сам код теперь будет фиксироваться в чеке. Клиент будет понимать и видеть, что с этим товаром все в порядке.

Впоследствии маркироваться будет и другая продукция, прежде всего бутилированная вода и молоко.

В Минпромторге считают, что бизнес сам должен взять на себя новые обязанности, чтобы не допускать реализацию сомнительных товаров. Крупнейшие маркетплейсы уже поддержали эту идею, но не скрывают, что встретили нововведения без особого энтузиазма. Там считают, что это оттягивает немало сил и средств и удлиняет путь товара от продавца к покупателю, говорит Артем Соколов.

СОКОЛОВ: Раньше поставщик брал большой палет, привозил, отдавал все это на маркетплейс и уезжал. А сейчас это нужно будет распаковать, каждую единицу товара просканировать, с точки зрения приемки товаров на большие склады это увеличение времени на приемку в 10, 20, 30 раз, влияет на складской объем, на операции, на их стоимость. Но эти вопросы сейчас решены. Настроили сейчас площадки технологии, принимают поштучно теперь. Так что проблем здесь быть не должно.

Как отразится введение новых правил на покупателе? Почувствует ли он дополнительные расходы всей цепочки продавцов в цене товаров? Такое может быть в линейках популярных товаров на первом этапе, считает Артем Соколов.

СОКОЛОВ: Логистика, приемка стали дороже. Тратите время, покупаете оборудование и прочее, и это тоже деньги на установку своих систем. Безусловно, издержки возникают. Законов экономики никто не отменял. Издержки должны быть переложены. Безусловно, за все заплатит покупатель.

Но это лишь в первые месяцы. В дальнейшем рынок отрегулирует эти моменты. Не стоит забывать, что площадок онлайн-торговли множество, похожего товара также немало. Конкуренция между маркетплейсами огромная, а это работает как раз на покупателя. Плюс с маркировкой он, конечно же, выигрывает в качестве. Уйдут с рынка недобросовестные торговцы, исчезнет с прилавков поддельная продукция. Покупатель выиграет. Могут ли со временем недобросовестные продавцы вернуться на свои позиции? Это маловероятно, считают эксперты, система устроена так, что, засветившись один раз (что выявляет маркировка), продавец подделок попадает в общий черный список среди маркетплейсов. Он блокируется везде, повторный его выход на онлайн-площадки исключен.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация