"Дом культуры". Совместный проект с фондом V-A-C и "ГЭС-2" Тема: Культура глухих

6 апреля 2023, 18:05

Добрый вечер, дорогие слушатели. В эфире программа "Дом культуры", меня зовут Ирина Попович, я представляю отдел коммуникаций Дома культуры "ГЭС-2". Тема сегодняшнего выпуска – "Культура глухих". Гости в студии – Влад Колесников, слабослышащий, куратор программ для сообщества глухих и доступности для глухих и слабослышащих Дома культуры "ГЭС-2". Следующие гости – саунд-художница Евгения Фомина, глухая, сценарист и драматург Полина Синева, а также сегодня с нами переводчица русского жестового языка Ника Чупятова. Добрый вечер!

– Всем привет!

– Добрый вечер!

– Привет!

Что объединяет сегодняшних гостей? Все они делают большой проект "Глухие и звонкие", который приглашает к взаимодействию и глухих, и слышащих. И предлагает им большое количество мероприятий, в которых они все вместе могут участвовать. Прежде всего, давайте разберемся с термином. Скажите мне, пожалуйста, ведь культура глухих – это такая совокупность традиций и правил, которая характерна для сообщества. А можно ли рассказать об этом поподробнее как носители этого опыта?

Влад Колесников: Да, я, пожалуй, начну. И начну с того, что часто сами глухие задаются вопросом, что значит быть глухим. Таким образом, программа "Глухие и звонкие" направлена в первую очередь на поиск ответа на этот вопрос. И в этой программе, как верно было отмечено, участвует очень большое количество людей. Помимо глухих и слабослышащих, мы привлекаем к участию слышащих, потому что, как показывают последние исследования сообщества глухих, слышащие занимают немалое место внутри этого комьюнити. И таким образом в ряде программ, которые существуют в "ГЭС-2" внутри большого проекта "Глухие и звонкие", есть, например, исследовательский кружок "Исследуя сообщество глухих", в котором участвуют глухие, слышащие и слабослышащие подростки и молодые взрослые. И вместе мы ставим ряд вопросов, на которые ищем ответы вместе с социологами, исследователями. Так, вместе со мной этот проект курирует Никита Большаков, социолог и сотрудник Высшей школы экономики. И вместе с участниками, используя количественные и качественные методы исследования, мы поставили три вопроса в рамках этого года. Первый вопрос звучит так: "Что значит жестовое имя внутри сообщества глухих?". Вторая тема, которую мы исследуем, – это онлайн-общение глухих, как оно влияет на жестовый язык и, собственно, на культуру взаимодействия внутри сообщества. И третья тема, которая нам кажется максимально интересной и абсолютно не изученной в России, – это, скажем так, "элита" в сообществе глухих, когда ставится приоритетный вопрос: из какого поколения глухих родителей ты происходишь. Для нас очень важно, что этими исследовательскими вопросами занимаются молодые взрослые и подростки, потому что все еще критичным является тот факт, что исследованиями сообществ глухих и жестового языка в России занимаются слышащие, в связи с тем, что для глухих такая сфера науки, как социология, не является приоритетом или не является популярной. И внутри этого кружка мы хотим возродить этот интерес к исследованию и надеемся, что участники в дальнейшем займутся им и исследуют сообщество с разных сторон. Завершится этот год конференцией, которая состоится 21 мая в "ГЭС-2" совместно с ВШЭ. Мы ждем заявки от исследователей, которые посвятили работу различным аспектам сообществ глухих – трудовым, социальным, спорту, жестовому языку и так далее. И конечно же, на этой конференции выступят наши участники. Они выступят со своими разработками, которые провели в течение этого года. Продолжая разговор про то, что же значит быть глухим сегодня, что значит сообщество глухих, мы инициировали театральный кружок в "ГЭС-2", внутри которого участники самостоятельно отвечают на вопрос, что такое глухота и чем глухота как феномен культуры, феномен сообщества отличается от условного "нарушения слуха". Я сейчас беру "нарушение слуха" в кавычки, потому что это медицинский термин, мы стремимся обозначать глухих как людей, которые идентифицируют себя в первую очередь с разными, как было верно отмечено, составляющими сообщества.

И участники театрального кружка вместе с Полиной Синевой в течение недельного интенсива в январе собрали истории, личные истории. Мне очень нравится история про слабослышащую, которая росла в семье глухих и не чувствовала себя глухой, потому что не владела жестовым языком при том, что вся ее семья общается на жестовом языке. И, собственно, здесь мы снова выявляем новое для себя – как, например, то, что, казалось, есть сообщество глухих, оно само по себе, как принято говорить внутри сообщества слышащих, закрытое сообщество глухих. Но даже внутри сообщества есть проблемы, вопросы, с которыми сталкиваются представители. И рассказать про это не с точки зрения, что мы вот прочитали, мы узнали и сейчас вам расскажем. А именно сами участники кружка выйдут на сцену "ГЭС-2" во время спектакля и расскажут истории, которые собрали вместе Полиной Синевой. Но при этом мы понимаем, что сообщество глухих не однородное. Есть глухие и слабослышащие, которые предпочитают говорить только на жестовом языке. Есть глухие и слабослышащие, которые используют речь в общении. И нам очень важно показать эту разнородность сообщества и показать, что внутри сообщества глухих присутствуют слышащие. Это могут быть слышащие дети глухих родителей. Это могут быть педагоги, которые всю жизнь посвятили обучению и воспитанию глухих. Это могут быть слышащие родители глухих детей. И все это в "ГЭС-2" в рамках программы "Глухие и звонкие" мы объединяем, мы находим подходы к взаимодействию с этой разнородной аудиторией и налаживаем мосты для того, чтобы люди могли общаться".

Спасибо, Влад. Тогда, может быть, Полина может рассказать. Даже если отвлечься от вашего проекта, что определяет культуру глухих, какие у этого сообщества характеристики?

Полина Синева: Если мы говорим именно о культуре глухих, то, конечно же, давать какие-то точные определения трудно. Как Влад уже очень правильно сказал, культура очень разная. Внутри сообщества есть яркие представители, которые задают тон всему сообществу. Например, вот, как Влад сказал, элита. Она мало исследована, конечно, но они задают тон, свои правила какие-то, жесты особые. И мне кажется, даже есть у них какой-то снобизм, как правило. Также есть и различные другие группы. Но лично я могу сказать, что для меня в первую очередь это жестовый язык. Это самое видимое, что может отличить глухих. Есть что-то невидимое, скрытое. Например, установки какие-то, определенный тип мышления глухих и ограничения внутри сообщества – те или иные различия. Внутри этих сообществ есть похожие травмы и похожие установки. Самый яркий пример проявления культуры глухих – это стремление доказать то, что глухие могут все, что мы можем "быстрее, выше, сильнее". Глухие могут проявить себя в разных областях – в культуре, в спорте. Это не плохо и не хорошо. Это просто есть. Для меня культура глухих – это еще и культура взаимодействия на бытовом уровне, какие различия между глухими, отличия глухих от слышащих. Например, если постучать ногой по полу, то глухой сразу же повернется, а слышащий этого не поймет. И, например, глухие очень подолгу любят болтать. Они встречаются, начинают болтать-болтать и не расходятся очень долго. Это еще одна из особенностей культуры. Или, например, если прийти в театр глухих, то можно очень долго засидеться там. Мне кажется, что на бытовом уровне я ощущаю культуру глухих, и для меня особенность – это еще и жестовый язык. Так вот я воспринимаю. Можно, конечно, и через лингвистику жестового языка воспринимать это, но я все же больше интересуюсь установками, психологией – вот так я для себя больше определяю.

Полина, спасибо большое. Такой вопрос: правильно ли я понимаю, что люди в сообществе чувствуют себя самодостаточными и, в общем-то, с гордостью относятся к своей идентичности? И в связи с этим вопрос: как эти миры пересекаются, как они взаимодействуют, есть ли какие-то видимые барьеры между глухими и слышащими?

Полина Синева: В сообществе, конечно, есть совершенно разные люди. И нельзя сказать, конечно, все люди разные. Кто-то чувствует себя самодостаточным, а кто-то этого не чувствует. Поэтому надо смотреть на конкретных людей, на то, в какой семье человек родился и вырос. Например, я из семьи глухих, а глухие из семьи глухих – у них своя психология. А люди из семей слышащих чувствуют себя совершенно по-другому и разрываются между двумя сообществами – слышащих и глухих, например. Поэтому нельзя сказать, что все самодостаточны. Я бы так не сказала. Это грубое обобщение.

Все, как всегда, зависит от конкретного человека.

Полина Синева: Да, конечно.

Можно рассказать, как взаимодействуют эти два мира — глухих и слышащих?

Полина Синева: Они взаимодействуют через жестовый язык, через разные способы коммуникации – не только аудиальные, не только голосом. Опять же, это зависит от конкретного человека. Бывает глухой, который открыт к общению и может в любом формате общаться, по любому общаться: может переписываться, может еще как-то идти на контакт. А есть люди, которые закрыты и не готовы к общению.

Я имею в виду как раз некую закрытость этого общества. И есть ли стремление к обогащению за счет того, что люди выходят из этого довольно закрытого круга и общаются со слышащими?

Полина Синева: Да, конечно. Например, я выбираю общение с глухими и со слышащими, потому что чувствую, что так у меня больше возможностей. Если сидеть только в мире глухих… Я не могу выбрать что-то одно между глухими и слышащими: я стараюсь сохранять контакт со всеми мирами. Иногда такое бывает, что в мире глухих нет столько возможностей, как в мире слышащих, потому что специальных вузов для глухих нет, как Галлодетский университет, например. У нас в России такого нет. А у слышащих есть высшее образование, есть вузы, где они могут получать какие-то определенные специализации, поэтому я беру лучшее от двух миров.

Ну и вопрос, наверное, ко всем. Почему именно сейчас стал очень популярным жестовый язык среди слышащих тоже? Кружок жестового языка в "ГЭС-2" пользуется невероятной популярностью. Регистрация заканчивается сразу же. Есть идеи, почему он сейчас стал востребованным?

Полина Синева: Есть история, которую рассказывает Виктор Паленный (историк сообщества глухих, главный редактор журнала Всероссийского общества глухих "В едином строю". – Прим. ред.), а мы обсуждали с ним тенденции. Действительно, сейчас среди молодежи появляется тенденция и интерес к жестовому языку. Это действительно так. А почему это происходит? Наверное, потому, что, во-первых, жестовый язык сейчас считается иностранным языком, потому что раньше жестовый язык дискриминировали и считали примитивным. Примитивным средством для коммуникации глухих. Глухих даже раньше называли глухонемыми. Конечно, правильнее говорить – глухими. Сейчас доказано, что жестовый язык – это полноценная лингвистическая система со своей грамматикой. То есть жестовый язык стоит на одном уровне с любым другим языком. Поэтому сейчас, наверное, его воспринимают именно как иностранный язык, который определяет сообщество. И появляется, соответственно, интерес к нему. Использование жестового языка развивает определенный образ мышления.

Влад Колесников: Я бы, наверное, ответил на этот вопрос следующим образом. Глухие стали чаще быть видимыми. Все чаще мы видим их на телевидении, в кино. Мы видим глухих в учреждениях культуры и, как это ни странно, за счет развития инклюзии – в музеях. Вопросов об обеспечении и предоставлении разных сфер доступа для людей с инвалидностью стало больше. Хотя, казалось бы, инклюзия началась в образовании, и там должен был случиться этот сдвиг, этот движок. Мне кажется, что с появлением все больше предложений для сообщества, для глухих – те же гиды на жестовом языке, экскурсии, туры с переводом на жестовый язык, появление глухих экскурсоводов в музеях, появление глухих ведущих представляет сообщество, вызывает интерес к нему и интерес к жестовому языку. И здесь я хотел бы дополнить Полину, которая говорила о том, что внутри сообщества есть люди, не готовые к взаимодействию со слышащими. Когда в "ГЭС-2" летом 2021 года запускались медиаторские туры, для нас была важная задача, мы мечтали сделать эксперимент. Если быть точнее, то я скептически отнесся к предложению коллег сделать медиаторские туры совместными для посещения глухих и слышащих под перевод на жестовый язык, потому что приходил с установкой, что глухим это не особо нужно. И безумно благодарен коллегам, которые сказали: "Давай хотя бы попробуем". Мы это попробовали. И когда собиралась первая группа глухих на этот медиаторский тур, и глухие мне сказали: "Здесь стоят слышащие, наверное, они по ошибке пришли сюда. Им нужно сказать, что их в другом месте ждут", я сказал: "Сейчас будет смешанный тур. Вместе с вами будут еще и слышащие". И я сейчас не могу через голос передать то изумленное лицо посетительницы, которая спросила: "Что? Зачем? Мы хотим сами!". И после тура, когда мы отпустили переводчицу и медиатора, попросили других остаться, мы с другой коллегой-медиаторкой пообщались с глухими, они сказали, что вообще-то это интересно. Интересно послушать, что думают слышащие. И как раз вот там было сказано, что это про обогащение сообщества глухих. И мне кажется ценным, что в "ГЭС-2" продолжается тенденция на соединение двух миров. Мы часто употребляем "мир глухих" и "мир слышащих".

Проект "Глухие и звонкие" существует с сентября прошлого года, и в течение этого времени был запущен и танцевальный кружок, и детский лагерь для глухих и слабослышащих детей, и много других проектов. Можете рассказать о своих наблюдениях: как трансформируется, как изменяется жизнь? Жизнь, может быть, слишком громко сказано, но как ведут себя новые и постоянные участники проекта?

Влад Колесников: Я могу очень долго рассказывать о проектах. Нам не хватит недельного эфира, мне кажется. Я хотел бы выделить сейчас, в этом разговоре, один проект, которым безумно горжусь. Который не случился бы без начальной поддержки Полины и интереса к этому у Жени. Это кружок по технике речи и поиску естественного голоса. Главная задача для меня как педагога, слабослышащего сына глухих родителей заключается в том, что мы не учим говорить глухих голосом: мы помогает им найти комфортный способ говорения. И я не знаю, какое слово подобрать. Есть стереотип, что глухие – глухонемые из-за того, что они не говорят голосом. Глухие не говорят голосом потому, что, если выражаться педагогическими терминами, это педагогическая запущенность, что в течение школьного периода речь не была поставлена. При этом глухие получают травмирующий опыт от этого обучения в школе. И когда ты говоришь глухому, что это абсолютно нормально, все слышащие говорят по-разному, что слышащий при коммуникации с глухим сначала удивляется этому голосу и переспрашивает, он со временем понимает, что в обществе глухих говорят с акцентом, скажем так. При этом глухой думает, что его не поняли, он больше никогда не должен говорить голосом, и лучше он больше не будет пугать слышащих своим голосом. И вот отсюда рождается стереотип, что глухие не говорят. И вот Женя вместе с Ириной Гинзберг разработали программу занятий. По окончании практически каждого занятия участники говорят: "Почему в школе было не так? Это нужно рассказать школам!". И это то, чем мы стремимся заняться. Завершая каждый модуль, мы будем приглашать педагогов из школ для глухих и слабослышащих, чтобы показать им свой опыт, когда взрослые глухие приходят на занятия для того, чтобы учиться говорить. Все, мне кажется, я хорошо сказал. Это хорошая подводка, чтобы передать слово Жене.

Женя, можете рассказать о своем опыте работы с участниками? Я так понимаю, что как раз вы ставите голос.

Евгения Фомина: Да, как раз мы занимаемся голосом. Но, наверное, не в стандартной форме, которая привычна для всех. Мы работаем через анатомию и через постановку дыхания. Потому что дыхание – это очень важный момент, который не поставлен чаще всего ни у слышащих, ни у глухих, ни у слабослышащих. Здесь нет разницы, мы все забываем про это.

Дышим одинаково?

Евгения Фомина: Да, дышим одинаково. И все мы забываем, что звук – это и есть выдох. И чем больше – проще. К сожалению, мы это игнорируем и поэтому начинаем задыхаться, наш голос звучит неровно, неуверенно, а всего лишь нужно поправить – вдохнуть-выдохнуть. Еще мы работаем с анатомией. То есть в принципе главный голосовой аппарат анатомически един – нет разницы ни у слышащих, ни у глухих, ни у слабослышащих. И мы объясняем, как он построен, какие там есть мышцы, и через мышечную работу начинаем искать уже естественный голос. Потому что чаще всего нам нужно что-то поднапрячь и что-то расслабить, но это практика. Как, грубо говоря, если мы хотим накачать себе пресс к лету, мы начинаем над ним работать. Так и голос – с ним нужно работать. Это мышца, которую надо где-то расслаблять, где-то чуть-чуть добавить работы. Поэтому лайфхак прост, и здесь нет разницы в работе. И мы с Ириной аккумулируем наш опыт совместный – театральный, вокальный. И все это дает колоссальный результат, чему мы радуемся по истечении каждого занятия, видя горящие глаза тех, кто приходит, и видя то, что голос ставится на нужное нам направление. Он звучит естественно. А самое главное – свободно и не зажато.

То есть есть люди, которые не говорили или практически не говорили, они начинают говорить? У вас есть такие примеры?

Евгения Фомина: Да, абсолютно. То есть мы рассказываем, как можно свободно, используя дыхание и определенные мышцы, которые есть у всех, заговорить. Мы пробуем различные фонемы, постепенно собирая их в слова. К концу модуля мы должны подойти к словам как раз, попробовать, как это звучит, как мой голос звучит. Если говорить об опыте общения с глухими, мы переносим это на вибрации. То есть как можно определить, голос сейчас звучит хорошо или не хорошо. Прочувствовать. Можно приложить руку к груди и почувствовать вибрации, которые задает наш голос. То есть внутри этот аппарат вибрирует, и можно понять, насколько сильный сейчас мой голос, насколько я говорю ровно, – все можно определить по вибрациям. Если чуть меньше вибраций, значит, голос сейчас срывается и звучит чуть выше. И, возможно, в данной ситуации – это хорошо, а в другой ситуации – это плохо. И можно это все контролировать или пытаться корректировать.

Это потрясающий результат. А если вообще говорить о каких-то итогах ваших мероприятий, ваших кружков, ваших работ и наработок, то можно сказать, что результатом этих танцевальных или драматических кружков всегда же является какое-то итоговое мероприятие. На него приглашаются только люди из сообщества или люди слышащие тоже?

Влад Колесников: Всегда любое событие программы "Глухие и звонкие" предполагает присутствие глухих, слышащих, слабослышащих и всех заинтересованных. Так, например, спектакль, который состоится 16 апреля и станет результатом драмкружка "Действие второе", будет сопровождаться тифлокомментированием, для того чтобы слепые и слабовидящие тоже могли его посетить и узнать про истории глухих.

Если говорить о более общих вещах, то в советское время главной организацией, объединяющей глухих, их родственников, переводчиков русского жестового языка, было Всероссийское общество глухих. Сейчас его позиции серьезно ослабли, и можно сказать, что вы частично закрываете эту потребность общества в таком месте и в таких мероприятиях, которые были в ВОГ.

Влад Колесников: Да, и здесь хочется вспомнить слова Виктора Паленного. Феноменально на самом деле, что в Советском Союзе практически во всех крупных городах были дома культуры Всероссийского общества глухих, или клубы ВОГ, как их называли или все еще называют в сообществе глухих. Моя мама все время так говорит. При этом за рубежом этой институции не было. За рубежом глухие не имели возможности объединяться под одной крышей и исследовать сообщество. Здесь важно сказать, что все дома культуры ВОГ в основном были сосредоточены на культуре слышащих, они рассказывали глухим про всю сферу жизни слышащих. Это был театр, разные спортивные секции, творческие кружки, искусство. И глухие там знакомились с этим всем, используя жестовый язык, изучая разную литературу, создавая свои произведения. В то время за рубежом этого не было, но сейчас мы видим, что за рубежом очень много исследований, посвященных культуре глухих. Они написаны еще в прошлом столетии. В России все еще мы ставим вопросы: что же такое сообщество глухих, кто его представитель, что его идентифицирует? "ГЭС-2" сейчас восполняет все функции, которые были ранее в домах культуры вообще и в домах культуры Всероссийского общества глухих, в частности. Только мы, помимо того, что знакомим через адаптацию глухих с культурой слышащих, например, записываем видео с переводом на жестовый язык кураторских текстов, переводим лекции на жестовый язык. В общем, всю культурную программу адаптируем для глухих. Но, помимо этого, мы с глухими разговариваем про сообщество, говорим про культуру.

Спасибо всем большое за такой разговор. Мне кажется, это отдельное достижение, что он происходит на радио. Если наших слушателей заинтересовала культура глухих, они могут записаться в Клуб любителей жестового языка, который проходит в Доме культуры "ГЭС-2". Это можно сделать?

Влад Колесников: Да-да. И как раз Клуб любителей жестового языка – это пример того, что мы не делаем ничего сами, мы не придумываем сами, мы идем от запроса аудитории. В общем, любой интерес к сообществу или к русскому жестовому языку можно удовлетворить внутри этого клуба.

А мы прощаемся с вами на месяц. С вами был куратор программ для сообщества глухих Дома культуры "ГЭС-2" Влад Колесников, саунд-художница Евгения Фомина, сценарист и драматург Полина Синева. Большое спасибо нашему переводчику жестового русского языка Нике Чупятовой. Я, Ирина Попович, представляю отдел коммуникаций Дома культуры "ГЭС-2". До свидания!

"Дом культуры". Совместный проект с фондом V-A-C и "ГЭС-2". Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация