Наша Арктика Геополитика прошлась по судьбе эскимосов

16 апреля 2023, 22:30

Персоны

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Продолжаем наш спецпроект, который посвящен русской Арктике. Обо всем говорим мы, что касается этого замечательного, интересного, любопытного, важного, стратегического региона России, многих регионов России. И сегодня мы поговорим об эскимосах.

САФАРОВ: Да, которые интересный очень народ, уникальный народ, живущий на самой кромке – в пограничье, в Арктике. Численность российских (или их еще иногда называют сибирских) эскимосов составляет около полутора тысяч человек. Вот будем ждать уже полные публикации материалов переписи свежих по национальному составу, но в принципе это около 1700-1500 человек, в основном сосредоточенных в трех национальных селах на Чукотке. Об этих селах тоже сегодня поговорим. Но это только часть очень большого, разрозненно проживающего в четырех странах этноса.

САРАЛИДЗЕ: Да, вообще общая численность – где-то 170 тысяч человек. Хотя данных точных у нас, конечно, нет. Вообще есть еще алеутские эскимосы, они живут в 60 километрах от российских – на острове Святого Лаврентия (этот остров, кстати, видно с берега Чукотки в хорошую погоду), но они уже граждане другой страны.

САФАРОВ: Они уже граждане другой страны. И надо вообще сказать, что здесь есть и различия в определении этнонима. В нашей стране, в нашей литературе привычно называть эскимосов эскимосами собственно. А вот в западной литературе (и мы об этом подробно говорили, отдельную программу посвятили теории колониализма и, значит, борьбы, так называемой с ним, в том числе в арктической этнографии), когда вот западные ученые не без влияния идеологии пытаются устоявшиеся понятия, термины, вообще устоявшуюся какую-то модель научную отменить. Особенно активизировалось это направление сейчас, в последнее время. Так вот, это деколониальное движение привело к тому, что понятие "эскимос" (ну, по некоторым данным, тоже не очень четким, но все-таки) считается, что это означающее "человек, который употребляет сырое мясо". И якобы эскимосов это оскорбляло. Правда, до где-то конца 20-го века таких данных о том, что это оскорбляло, у нас особых-то и не было, но вот теперь считается в Америке и в Канаде, что так. Поэтому используются другие понятия, прежде всего "инуиты" – "люди", значит, в единственном числе "инук" – "человек". Вот это понятие. Поэтому, когда вы будете знакомиться с англоязычной литературой, дорогие радиослушатели, то вы можете "эскимоса" вообще там и не встретить, а будут другие совершенно определения. И вот эта размытость, она, конечно, в определенной мере сказывается на этнической истории и современной жизни эскимосов.

САРАЛИДЗЕ: Ну, на самом деле, конечно, большая политика, геополитика напрямую сказалась на судьбе этого народа. Ну вот на острове Святого Лаврентия они проживают, прямые родственники эскимосов Чукотки, там просто ну прямые – там тети, дяди, племянники живут. И до 48-го года эскимосы постоянно контактировали друг с другом, ездили друг к другу в гости, даже женились, ну там товарообмен какой-то был, безусловно. Основное время для таких вот поездок был май-июнь, когда и море спокойное, и уже лед отходил. Но потом все изменилось.

САФАРОВ: Да. Потому что уже укреплялась граница между Советским Союзом и Соединенными Штатами. И поэтому этот 60-километровый рубеж между СССР и США (собственно на берегах которого и жили эскимосы, и живут), он стал более уже прочным. И поэтому на несколько десятилетий такие интенсивные контакты между чукотскими и аляскинскими (или алеутскими их иногда называют) эскимосами, они прервались...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Наша Арктика. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация