Авторские материалы От антисанитарии до хамства персонала: торговые сети уличили в многочисленных нарушениях

17 апреля 2023, 12:39

Персоны

Антисанитария, просрочка, фальсификат, грубость продавцов. Эти нарушения магазинов в последнее время все чаще выявляют проверяющие. Все это зафиксировано в едином реестре проверок Генпрокуратуры. Особенно "отличившиеся" – магазины эконом-класса. Возглавляет антирейтинг сеть магазинов "Светофор". В первой тройке также "Ашан" и "Красное и белое". Эксперты такое наплевательское отношение к покупателям объясняют тем, что сети пользуются эмбарго на проверки бизнеса. Из-за этого они ослабили внутренний контроль. О том, как обманывают покупателей; а также чем рискуют магазины, приобретая плохую репутацию, и о мерах воздействия на нерадивых продавцов – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Плесень в йогурте, налет на колбасе и сосисках, и даже черви в конфетах. Чего только не выявляют проверяющие в магазинах в последнее время. Первые в топе нарушений – просрочка и несоблюдение условий хранения. Дальше следует еще одна общая для многих магазинов "болезнь" – несоответствие цен на кассе и в зале. Замыкает тройку претензий – грубость и хамство персонала.

Все это отражено в едином реестре проверок Генпрокуратуры.

Чаще всего нарушения фиксируют в магазинах эконом-класса.

Торговая сеть "Светофор" – среди особо отличившихся. По данным Роспотребнадзора, число нарушений в этой сети выросло – внимание! – в 10 раз, то есть на 1000%. Сравнивались показатели 1 квартала за этот и прошлый годы. В апреле сотрудники московского отделения ведомства проверили 24 столичных точки этой сети. Почти в каждом магазине – антисанитария, просрочка, фальсификат.

Примерно такая же ситуация в магазинах "Красное и Белое" – рост числа нарушений на 975%.

Немногим лучше ситуация в "Ашане" , "Ленте" , "Бристоле" – 245%. Следом идут "Дикси" – "Перекресток" , "Магнит", "О’кей", "Пятерочка". Словом, практически весь состав основных игроков рынка гастрономии так или иначе нарушает предписания.

Проверяющие выявляют зачастую неправильный температурный режим при хранении, отсутствие или повреждение упаковки, нарушение товарного соседства (что приводит к порче продуктов).

Такое отношение к покупателям и к работе в целом во многом связано с действующим мораторием на проверки. Он был введен как мера поддержки бизнеса в марте 2022 года. В результате сети это восприняли как бесконтрольность и перестали соблюдать требования – говорит председатель "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.

ПАВЛОВ: Раньше за все нарушения применялись очень серьезные штрафы, вплоть до нескольких сотен тысяч рублей, сейчас же в связи с мораторием на проверки бизнеса руки связаны, и даже если они обнаруживают серьезные нарушения, это заканчивается предупреждением. Нарушения, да, фиксируются, но магазин предупрежден, но по сути для него ничего не меняется. Вместо того, чтобы воспользоваться мораторием и послаблением, которое дает государство сетям, они, напротив, минимизируют издержки на контроль поставщиков, на контроль за ценами, в том числе на соблюдение условий хранения. Все это приводит к росту числа нарушений.

Сами владельцы объясняют нарушения необходимостью держать низкий ценник, что невозможно, якобы, без издержек. Плюс – надо делать скидку на обычные ошибки, которые бывают в любом бизнесе – считает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

КАРПОВ: Везде есть человеческий фактор. Ценников много по одной и той же позиции товаров. Поврежденная упаковка, а кто ее повредил? Один из покупателей? Далеко не всегда успевают сотрудники сети отслеживать такие ситуации. Сказать, что сети делают это специально, абсолютно точно нет. Это просто человеческий фактор.

А как быть с другим видом нарушений, когда в погоне за низкой ценой сети сознательно допускают на полку недобросовестных производителей. Это делается для того, чтобы при меньших издержках получить максимальную выгоду. Из-за чего в зоне риска оказываются наиболее незащищенные группы. А ведь это – огромные риски для покупателя, напоминают защитники прав потребителя. Мало того, что человек заплатил деньги за продукт, а потом выбросил его, так может быть еще и того хуже – пищевое отравление. А это чревато тяжелейшими последствиями – предупреждает врач-диетолог Марият Мухина.

МУХИНА: Процессы гниения, брожения, развития плесневых грибков, все эти микроорганизмы выделяют токсины и вызывают вплоть до пищевой токсикоинфекции, которая может закончиться и стационаром, и капельницами, и даже есть случаи летального исхода, особенно когда жарко, бактерии за 2-3 часа могут размножится в патологически опасной для организма дозе.

Кстати, уже зафиксировано несколько случаев отравления продуктами, которые были куплены в сетях-лидерах антирейтинга нарушений.

Есть ли выход из ситуации?

Да, причем, бороться за чистоту товара может сама торговая сеть, если настроит свои кассовые аппараты на блокировку просрочки. И это было бы решением проблемы – уверен Андрей Карпов.

КАРПОВ: Надо сделать так, чтобы товар просроченный на кассе пробить было бы нельзя. Человеческий фактор будет устраняться. Если потребитель взял просроченный товар – его взять на кассе будет нельзя. Это инициатива государства, которая обсуждается в пилотном проекте, уже реализуется . И если будет она внедрена, это позволит решать вопросы.

О готовности внедрить у себя такую систему уже заявили в некоторых сетях.

Эксперты рынка считают, что в борьбе с фальсификатом и просрочкой поможет расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Сейчас не маркируется хлебная, рыбная, мясная продукция, полуфабрикаты, заморозка.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация