Традиции "Русский крест": в каждом из нас сидит сценарий преображения
Персоны
Фильм "Русский крест". Что это такое? Суверенно ли наше символическое поле? Нам необходимо историческое творчество?
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача "Традиции", Сергей Михеев. И у нас в гостях – художественный руководитель Нового театра, педагог, продюсер и режиссер Эдуард Бояков.
Эдуард Владиславович, я вас приветствую.
БОЯКОВ: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: Но поговорим мы сегодня на тему, которая, с одной стороны, актуальная, потому что хочется спросить вас о фильме "Русский крест", а потом вообще о том, что, на ваш взгляд, русский крест. Я знаю, что фильм снят по поэме Мельникова, но, тем не менее, эта проблема вечная для нас: а что вообще такое русский крест, это про что? Если можно, давайте начнем с фильма. Про фильм слышал, я сразу скажу, я его не смотрел. Вот рекомендуют посмотреть, в том числе поэтому сегодня наш разговор и состоится.
БОЯКОВ: Что касается фильма, то это кино, снятое по законам большого фильма. Это известные артисты большие – Михаил Пореченков и Полина Чернышова, это серьезная группа. Оператор Максим Осадчий, который, в общем-то, является, по моему мнению, ведущим современным оператором, это именно художник. И достаточно вспомнить его большие батальные работы – "9 рота" или "Сталинград". С другой стороны, это человек с очень серьезной, именно такой культурой живописной, то есть это человек, который чувствует картинку так, как чувствуют именно художники, а не просто мастера съемки движущихся картинок.
Кроме того, это материал – поэма Николая Мельникова, написанная в середине 90-х, рассказывает о 90-х, об этом трагическом времени: о времени, когда страна меняла свое направление, когда страна рассыпалась, когда возникала новая страна, когда Россия в очередной раз была подобна птице Феникс и, умирая, возрождалась из пепла фактически.
С одной стороны, после тех страшных событий, которые мы пережили в 90-х, наверное, сложно было ожидать и рассчитывать на какой-то ренессанс, на какое-то возрождение. С другой стороны, мы же сейчас живы, мы же продолжаем как-то карабкаться, мы продолжаем выживать, мы продолжаем наш духовный путь. И этот путь, наверное, метафорически, конечно, может быть определен как русский крест. Очень многозначное слово.
Если говорить о фабуле фильма, то она достаточно проста. Герой Михаила Пореченкова живет в селе. Это алкоголик, который, в общем-то, уже опустился до самого нижнего дна, до предела, до состояния, в котором, к сожалению, многие наши соотечественники заканчивают свой жизненный путь. То, что алкоголизм – это русская проблема, в общем-то, банальное, наверное, сейчас мое заявление, но это так. Конечно, водка очень много зла принесла русскому народу. И герой Пореченкова находится в этом состоянии доживания жизни после того как он потерял семью: жена умерла, дети уехали в райцентр. Ну, колхозный сторож, бухает и в каком-то таком непонятном состоянии в сельсовете теряется грань между явью и сном, между ночью и днем. И вот в этом состоянии его что-то, так сказать, петух в голову клюнул, или еще всякие русские более острые поговорки о сковородках и прочее... В общем, в каждом из нас есть вот этот сценарий преображения, когда случается очень большое, очень серьезное: к моему герою Георгий Победоносец приходит во сне, и начинается состояние поиска.
Полностью слушайте в аудиоверсии!