Культурное путешествие "Брешь во враждебном отношении к личным коллекциям была пробита"

27 мая 2023, 03:15

Персоны

Без малого 30 лет назад в Москве, в доме на Волхонке открылся для посетителей Музей личных коллекций – отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Что там хранится? Какие уникальные вещи там можно увидеть?

СТУПАК: Приветствуем всех слушателей. В эфире – "Культурное путешествие". Марат Сафаров и Полина Ступак в студии. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.

СТУПАК: Без малого 30 лет назад в Москве, в доме на Волхонке открылся для посетителей Музей личных коллекций – отдел Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Появился он благодаря двум выдающимся деятелям культуры: многолетнему директору ГМИИ им. Пушкина Ирине Александровне Антоновой и – прежде всего – коллекционеру Илье Самойловичу Зильберштейну. С момента основания фонды музея неизменно пополнялись новыми экспонатами. Это и дар великого музыканта Святослава Рихтера, и коллекция семьи Пастернаков. А, например, в 2017 году отдел получил 7 живописных и 17 графических работ Роберта Фалька. Еще одна составляющая – это творческое наследие художников ХХ века – Александра Родченко, Давида Штеренберга, Александра Тышлера и других. Однако сегодня эти шедевры и бесценные предметы искусства увидеть нельзя – постоянная экспозиция закрыта уже несколько лет, а в здании располагается фондохранилище. Есть острожные прогнозы, что к концу 2024 году ситуация может измениться. Вот поговорить об этом уникальном собрании мы пригласили ведущего научного сотрудника отдела личных коллекций Пушкинского музея, искусствоведа, куратора Анну Чудецкую. Анна Юрьевна, рады Вас приветствовать.

ЧУДЕЦКАЯ: Добрый день.

СТУПАК: Давайте с самого начала. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания Музея личных коллекций.

ЧУДЕЦКАЯ: Вы знаете, идея, вероятно, возникла раньше 1985 года. Но в 1985 году летом было принято решение о создании музея. И я хочу сказать, что вообще 85-й год – это очень интересный переломный год. Видимо, идея того, чтобы изменить отношение к коллекциям, которые находятся в частных руках или в личном владении, она уже витала. Потому что в декабре 1984 года открылась выставка, сопровождающая концертную программу "Декабрьские вечера", из коллекции Святослава Рихтера.

САФАРОВ: Из частной коллекции.

ЧУДЕЦКАЯ: Из частной коллекции, или, будем говорить, из личной коллекции. А уже в мае, то есть действительно в эти дни, открылась выставка из собрания Ильи Самойловича Зильберштейна. Она уже была подготовлена, обработана нашими сотрудниками и в Белом зале была представлена. И, конечно, это изменение общего отношения, брешь в этом таком, можно сказать, враждебном отношении общества к личным коллекциям была пробита.

САФАРОВ: А все-таки кем был советский коллекционер, вот образ советского коллекционера – кто он, во-первых, каких профессий этот человек мог быть, откуда у него были средства на покупку картин, вообще вот человек, в 60-70 годы собиравший личную коллекцию?

ЧУДЕЦКАЯ: Отличный вопрос. И надо сказать, что на него нет однозначного ответа. Чаще всего это были люди, которые, в общем-то, обладали какими-то средствами. Это были или люди, которые работали в кино, или профессора. Вот одна из коллекций, поступившая в наш музей, профессора Рамма, который был очень серьезным ученым в области горнодобывающего дела. И, конечно, эти средства имелись. Но основной тенденцией была все-таки такая вот, может быть, изыскательная. Потому что надо сказать, что вот такого рынка антикварного, который мы сегодня наблюдаем, его не существовало. Нужно было очень, так сказать, хорошо знать и ситуацию, хорошо интересоваться и глубоко интересоваться культурой, знать наследников. И, конечно, эта деятельность была в такой серой зоне.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация