Культурное путешествие Музеи музыки двух столиц
Персоны
В России порядка 60-ти музыкальных музеев — от небольших мемориальных квартир, рассказывающих о выдающихся музыкантах, до усадебных комплексов, таких как музей-заповедник П. И. Чайковского. Но среди всего этого многообразия особо выделяются музеи, где представлены музыкальные инструменты. Струнные, клавишные, духовые. Старинные и современные. Когда в России появилась мода на музыкальные салоны, как создавалась знаменитая балалайка — музыкальный символ нашей страны. Отдельная история — русские народные инструменты. Марат Сафаров и Полина Ступак составили свой путеводитель по музыкальным музеям Москвы и Петербурга.
СТУПАК: Здравствуйте. В эфире программа "Культурное путешествие", в студии Марат Сафаров и Полина Ступак. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: В России порядка 60-ти музыкальных музеев — от небольших мемориальных квартир, где рассказывают о знаменитом музыканте (например, можно вспомнить музей Сергея Прокофьева в Москве), до больших усадебных комплексов. Это музей-усадьба Михаила Глинки в деревне Новоспасское Смоленской области и большой музей-заповедник (такой, как Государственный музыкальный заповедник Петра Ильича Чайковского). Не забудем о музеях в Тамбовском имении — Рахманинова и Псковской усадьбе Римского-Корсакова. Есть музей музыки и фольклора в Якутии. Всего и не перечислить. Но среди этого многообразия особо выделяются музеи, где представлены музыкальные инструменты. И вот сегодня наше "Культурное путешествие" будет посвящено именно им. Струнные, клавишные, духовые — старинные и современные. Коллекции обширнейшие. Но мы сразу оговоримся, что для нашего рассказа выбрали музеи двух столиц — Москвы и Петербурга. И еще раз подчеркнем, что и в других городах тоже очень много музыкальных музеев, которые обязательны к посещению.
Но вот, Марат, не знаю, как у вас, но у меня все детство связано с пианино фирмы Petrof (если я правильно помню, чешская компания). Оно стоит у меня в квартире у бабушки, а поскольку я там выросла, то и инструмент мне очень знаком. К сожалению, играть нормально я не научилась на нем. Но вот об истории возникновения, и не только пианино, а вообще об истории возникновения музыкальных инструментов, я ей заинтересовалась. И выяснила, что, оказывается (а может быть, это и закономерно), все идет от нашего царя-реформатора Петра Великого.
САФАРОВ: Да, что музыкальные инструменты получают особое распространение в России, в дворянских кругах, конечно, в 18-м столетии. И вообще в 18-м веке после реформ Петра Великого стало модным давать дворянским детям музыкальное образование, растет популярность театров и музыкальных салонов. И появившийся спрос, конечно, тут же потянул и предложение. В Санкт-Петербург, а позднее в Москву потянулись западные мастера — немцы, голландцы, которые стали создавать прямо здесь у нас на месте музыкальные инструменты. И один из первых таких примеров (это уже начало 19-го столетия, 1810-й год), когда в Санкт-Петербурге на Второй линии Васильевского Острова Фридрих Дидерихс открывает первую в нашей фабрике производства фортепиано. И уже вскорости конкуренция возникает — Иоганн Шрёдер открывает спустя всего восемь лет вторую. Ну, здесь вообще надо сказать, что такие предприятия, как и обычно это бывало в дореволюционной России, становятся семейными, просуществуют достаточно долго. Во-первых, потому, и прежде всего потому, что создатели были, конечно же, успешными предпринимателями, но и знатоками фортепианного производства, можно даже сказать — в какой-то степени конструкторами. Сами увлекались музыкой, были одаренными людьми, талантливыми людьми. И поэтому продукция этих фабрик, конечно, имела большой спрос.
СТУПАК: Да, и еще одну фабрику вспомню – это фортепианная фабрика Якова Беккера, тоже очень известная. Более того, вообще в Петербурге к началу 20-го века было уже открыто 20 фабрик или мелких мастерских. А к 1914 году Российская империя стала одним из ведущих поставщиков пианино и роялей в Европу. Но интересно, как появились наши советские рояли. Потому что мы понимаем, что послереволюционное время ну совсем не располагает к музыке. Но здесь возникает знаменитая фраза, которую произнес Владимир Ленин в беседе с наркомом просвещения Луначарским: "Важнейшим из искусств у нас является кино и цирк". Но куда же без музыки?
Слушайте в аудиофайле!
Культурное путешествие. Все выпуски
- Все аудио
- Культурное путешествие