Наша Арктика "Кто знает, какой была бы добыча на Севере, если б не знания коренных народов"
Персоны
Промышленное освоение полезных ископаемых и народы Севера. Как сейчас выстраиваются контакты компаний и коренных малочисленных народов Севера? Зачем нужна этнологическая экспертиза? У микрофонов – Гия Саралидзе и Марат Сафаров. Гость – Святослав Ковальский, младший научный сотрудник отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии Российской академии наук.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Всех приветствуем. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Мы продолжаем цикл наших программ, которые посвящены нашей Арктике. Сегодня мы не одни в студии, у нас гость – Святослав Ковальский, младший научный сотрудник отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Святослав, рады приветствовать.
КОВАЛЬСКИЙ: Здравствуйте.
САРАЛИДЗЕ: Первый вопрос, естественно, касается круга интересов научного, что ли: с какими народами вы взаимодействуете, куда осуществляете свои экспедиции?
КОВАЛЬСКИЙ: Я бы, наверное, начал с того, что я уже в каком-то смысле человек, получивший несколько иное этнографическое образование, где фокус не только на народах, а более, тематический или, по крайней мере, такой путь в этнографии я для себя выбрал. Поэтому я бы не назвал себя специалистом конкретно по народу, но вместе с тем преимущественно, скажем так, приходилось мне общаться (в хорошем смысле этого слова "приходилось") с эвенками на Дальнем Востоке России в связи с непростой темой взаимодействия с добывающей промышленностью, ее воздействием – то, что называют еще в международной практике социальным воздействием.
САРАЛИДЗЕ: Одна из самых болезненных на самом деле и острых тем.
КОВАЛЬСКИЙ: Действительно, да. По большому счету, начиная в эту тему погружаться, основным фокусом первоначально были именно конфликты. То есть действительно тема непростая, эмоциональная, порой острая, животрепещущая, даже для кого-то бессмысленная.
САФАРОВ: Если все-таки мы такие азы сами себе дадим и нашим слушателям напомним ареал расселения эвенков. Вот вы сказали о Дальнем Востоке, это преимущественно ведь Амурская область, где вы работали?
КОВАЛЬСКИЙ: Да, я преимущественно работал в Амурской области, вообще в очень конкретном районе – в Селемджинском. То есть я бы даже не сказал, что я специалист по амурским эвенкам как таковым, потому что это весьма, скажем так, разнообразная группа. Вообще, эвенки весьма по своей культуре разнообразные, а вместе с тем действительно есть это некое единство культурное, которое мы называем эвенками. По большому счету, их и лингвисты так выделяют, и в каком-то смысле географически их можно разделить на две такие большие группы – восточных и западных эвенков. Расселение их, насколько я понимаю, вообще широчайшее из всех известных народов. Если рассматривать их как один народ, в общем-то, с запада на восток – это с левобережья Енисея аж до острова Сахалина. То есть это, в общем-то, большая часть той гигантской части России, которую мы называем Сибирью. А с другой стороны, это и протяженность достаточно серьезная с юга на север. В общем-то, вот как раз такими южными пределами можно считать Прибайкалье и границу с Амурской областью и Хабаровского края, вплоть до Арктики, до ее начал.
Полностью слушайте в аудиоверсии!