Картинка

Время и место Полярная экспедиция Вилькицкого: во всех открытиях прослеживается политика

17 сентября 2023, 13:30

Персоны

6 сентября 1915 года. В этот день закончилась полярная экспедиция Бориса Вилькицкого, открывшая ряд островов в Северном Ледовитом океане. Подробнее – Гия Саралидзе и Марат Сафаров.

САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Это "Время и место".

САФАРОВ: Приветствую, Гия.

САРАЛИДЗЕ: Привет, Марат. Итак, три даты по традиции, на которые мы обратили внимание, и которыми хотелось бы с вами поделиться, уважаемые наши слушатели.

Первая дата – это 6 сентября 1915 года. В этот день и в этот год закончилась русская полярная экспедиция Бориса Вилькицкого. Эта экспедиция вообще считается одной из самых удачных за всё время русских исследований Севера. И, в частности, она открыла архипелаг Северная Земля.

САФАРОВ: Да, и притом, что она самая, одна из самых удачных, продуктивных, она же и одна из самых малоизвестных при этом. Я вот думаю, что очень многие наши слушатели, кто даже увлечен Арктикой, имя Бориса Вилькицкого и вот этот хронологический рубеж к 1915 году (предреволюционному, в годы Первой мировой войны) малоизвестный сюжет. Тем не менее действительно Северная Земля была открыта. И надо вообще сказать, что это большая была экспедиция, имевшая задачи освоения новой земли, но и гидрографическая, и научная в том числе. И по ее итогам знаменитому Руалю Амундсену принадлежат слова: "В мирное время экспедиция возбудила бы восхищение всего цивилизованного мира". Именно "в мирное время" здесь выделить надо курсивом. Амундсен имел в виду, что за чередой всех грандиозных потрясений этого времени она потерялась, она не прозвучала в мире.

САРАЛИДЗЕ: Ну да, просто надо посмотреть на даты начала и окончания этой экспедиции. Собственно, подготовка началась в 1909 году, а завершилась в 1915-м. И за эти шесть лет мир до неузнаваемости изменился, прежде всего из-за того, что грянула Первая мировая война. И, конечно, в 1915 году было не до географических открытий.

САФАРОВ: Да, готовили действительно в другую эпоху, и подготовкой этой занимался отец Бориса Вилькицкого – такой очень интересный полярник, уже к тому времени прославленный, руководивший исследованием устьев Печоры и Енисея, изучением южной части Карского моря – Андрей Ипполитович Вилькицкий. И предполагалось, что он и будет осуществлять непосредственно эту работу. На Невском заводе в Санкт-Петербурге были выстроены два транспорта ледокольного типа "Таймыр" и "Вайгач", очень такие серьезные, и Колчак к этому имел отношение (тогда совсем другой Колчак – полярник). Поэтому всякие разные талантливые люди в этом проекте, как сейчас бы мы сказали, были задействованы.

САРАЛИДЗЕ: Да, но притом, что до войны все это происходило, но сама экспедиция, в общем, ее идея родилась-то тоже из войны, только Русско-японской. После Русско-японской войны появилась необходимость в перемещении военных и гражданских грузов не по югу через Суэцкий канал, а по северу – вдоль побережья Северного Ледовитого океана. И собственно о необходимости освоения вот такого российского северного пути заговорили уже вовсю, хотя об этом говорили давно, еще Ломоносов говорил о том, что надо изучать и пробивать вот этот путь.

САФАРОВ: Да, и вот экипажи этих двух кораблей – "Таймыра" и "Вайгача", они подбирались из добровольцев. Уже сразу было понятно, что это чрезвычайно сложно, опасно, длительно, всё очень готовилось тщательно. Летом 1913 года из Петербурга пришел приказ, которого эти исследователи долго ждали, кораблям предписывалось пройти весь Северный морской путь, пробившись через льды в Архангельск. Но Вилькицкий-старший не дожил до этого, он весной 1913 года в Санкт-Петербурге умер, и назначен был его 28-летний сын Борис Вилькицкий на такую глобальную затею, на такую огромную экспедицию. Он же стал командиром "Таймыра", одного из кораблей...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация