Авторские материалы Нет товара? Онлайн-магазин обязан возместить все убытки
Персоны
Если оплаченную онлайн-покупку отменил продавец, то он обязан возместить все убытки покупателю. К такому выводу пришел Верховный суд, разбирая конкретный случай, произошедший в Волгограде. Покупателю, уже оплатившему товар, отменили покупку. В ответ на претензии посоветовали внимательно читать пункт договора, где сказано, что "продавец может отказаться от сделки в течение 7 дней с момента поступления товара в пункт выдачи". Эта приписка помогла магазину дважды выиграть суды первой инстанции, однако Верховный суд встал на сторону потребителя. Как не нарваться на очередную уловку интернет-торговли, узнала корреспондент"Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Мужчина из Волгограда заказал в интернет-магазине музыкальный центр за 35 290 рублей. Оплатил его. Ему пришло сообщение, что он должен забрать покупку из пункта самовывоза. Однако через несколько часов заказ аннулировали. Покупателю объяснили, что товара нет в наличии, и вернули деньги. На вопрос: "Как же так?", пояснили: в договоре есть пункт, позволяющий продавцу такое.
Оказалось, что на сайте магазина был пункт, где говорилось: заявка считается подтвержденной лишь спустя 7 дней с даты поступления товара в пункт выдачи. А до этого момента продавец имеет право отказаться от сделки в одностороннем порядке.
Мужчина настаивал на том, чтобы ему продали музыкальный центр; когда ему отказали, пошел в суд. Но районный суд встал на сторону продавца, указав, что перед покупкой мужчину предупредили об условиях, которые прописаны в договоре. Апелляция и кассация с этим согласились. Тогда гражданин пожаловался в Верховный суд РФ. И уже суд высшей инстанции встал на его сторону. Он указал, что предложение на сайте магазина – публичная оферта. Оформив заказ, потребитель подтвердил ее. Исходя из этого, договор купли-продажи стороны заключили в день совершения онлайн-покупки. Поэтому у магазина появилась обязанность – передать купленный товар. Верховный суд четко указал: продавец обязан выполнить все обязательства перед покупателем, невзирая ни на какие пункты, внесенные им же, говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
ШЕЛИЩ: Все условия, которые включает продавец, не соответствующие законодательству, недействительны. Это очередной, – надо сказать, не первый – сигнал, который подает ВС продавцам, что, заключив договор, они обязаны его исполнять.
Теперь дело вновь отправлено на рассмотрение в первую инстанцию, и, скорее всего, решение будет в пользу покупателя. Причем теперь от магазина истец требует не просто продать ему товар. Он требует продать его по изначальной цене (потому что теперь товар подорожал, и предъявленную сумму он рассчитывал, исходя из стоимости аналогичного центра на официальном сайте производителя). Кроме того, он требует компенсации морального вреда – 10 000 рублей, потребительский штраф – 50% от присужденной суммы, и неустойку за отказ добровольно возместить убытки. И это – правомерные требования, поясняет Петр Шелищ.
ШЕЛИЩ: Если магазин откажется и ответит, что он не может этот центр достать, у него их нет, то он должен будет возместить не ту сумму, уплаченную, а должен будет по решению суда возместить ту сумму, что называется законом "убытками" потребителя, а убытки потребителя включают в себя по закону упущенную выгоду.
Упущенная выгода в этом случае – это разница с той, более высокой ценой, по которой такой же товар продается сейчас. Причем необязательно в этом магазине. Разницу покупателю обязаны возместить, говорят юристы.
Но разве магазин не вправе распоряжаться своим собственным товаром, исходя из принципа: "Мое, что хочу – то и делаю; хочу – продаю, хочу – не продаю"? Нет, такого закон не допускает, говорит Петр Шелищ.
ШЕЛИЩ: Он не может отказаться продать то, что сам и предложил. Если сам он предложил, он обязан продать по той цене, которую он сам и объявил. Если потребитель оплатил эту цену.
Но при каких обстоятельствах продавец имеет право не выдать уже оплаченный товар и расторгнуть сделку? Только при форс-мажоре и так называемых обстоятельствах непреодолимой силы, говорят юристы. Если, например, склад именно с этим товаром сгорел или его затопило, или товар украли. Но и в этом случае продавец должен это подтвердить.