Война и мир С засильем западноидных концепций в философии пора что-то делать
Персоны
Почему нет ничего смешного в проверке философов на патриотизм? Так что у нас творится на философском фронте? Об этом Сергей Михеев беседует с Анатолием Черняевым, учёным, общественным деятелем.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача "Война и мир", в студии – Сергей Михеев. И у нас в гостях сегодня Анатолий Владимирович Черняев – ученый, общественный деятель, кандидат философских наук. И поговорим мы как раз вот (как, может быть, ни странно в передаче "Война и мир") о философии и о взглядах на жизнь. Почему? Потому что новостные ленты переполнены сиюминутной текущей информацией, анализирующей боевые действия, так сказать, и потоки денег, ресурсов и всего остального. Но на самом деле всем управляют идеи. Всем управляет, то, как те или иные люди, принимающие политические решения, видят этот мир, что они считают правильным, что неправильным. Управляет этим то общественное мнение и состояние общественного мнения, в котором находятся народы, люди в тех или иных странах, что они считают правильным-неправильным, на что они ориентируются. Поэтому вопросы осмысления и собственной истории, и собственной современности, вопросы смысла в жизни, вопросы философии существования и политики на самом деле являются, не буду говорить даже не менее, а, может быть, даже более важными, чем весь тот материальный мир, который нас окружает. Потому что именно идеи двигают армиями, идеи двигают экономиками, идеи двигают материальными ресурсами.
И здесь, на мой взгляд, Россия стоит перед очень серьезной дилеммой. Мы, с одной стороны, уже вроде как все понимаем, что вот этап, условно говоря, 90-х, 00-х, 10-х, он пройден со всеми его ошибками, и дальше двигаться в такой парадигме невозможно. Мы видим, как меняется мир вокруг нас, причем это признает все большее и большее количество людей. Мы видим новые вызовы, перед которыми стоит Россия. Но находимся в некоем таком состоянии между прошлым и будущим. Одна из главных задач сейчас – это переосмыслить формы своего существования, так сказать, формы действия в будущем, многие вещи изменить, от многого отказаться. И здесь наука философия, осмысление процессов, те общественные, так сказать, движения, та мысль как бы, те дискурсы, как обычно говорят там философы, то есть те подходы, которые практикуются в решении тех или иных проблем, они являются крайне важными, стратегически важными. Поэтому сегодня в передаче "Война и мир" мы будем именно об этом говорить.
А вот с этим у нас на самом деле большая проблема. Я лично считаю, как тоже в свое время выпускник философского факультета МГУ имени Ломоносова, что мы застряли в той ситуации, которая была, складывалась в 90-е, которая совершенно не соответствует нынешним вызовам времени. И как раз, насколько я понимаю, об этом была и пресс-конференция, которая случилась 15 января в ТАСС "Суверенитет российской философии", в которой как раз Анатолий Владимирович Черняев в том числе принимал участие. Насколько я понимаю, тут тоже нельзя нам обойти вопрос того, что Анатолий Владимирович в недавнем прошлом был временно исполняющий обязанности директора Института философии Российской академии наук. А сегодня он им не является в связи с конфликтом, который произошел фактически между ним – человеком, на мой взгляд, понимающим необходимость изменения, и между той, вот этой псевдофилософской, так сказать, фрондой, которая засела в этом институте, основываясь как раз на подходах 90-х годов, распиливая там многомиллионные гранты, обосновывая те идеи, которые забрасывались к нам из-за рубежа, из Америки, из Европы, и которые, вот я так честно скажу, пудрили мозг огромному количеству людей, обосновывая совершенно не полезные для нашего общества течение. И, в общем не упомянуть об этом конфликте, на мой взгляд, о совершенно несправедливом увольнении господина Черняева просто невозможно. Но тем не менее, пресс-конференция, Анатолий Владимирович. Вот немножко об этом и о сути того, что происходит.
ЧЕРНЯЕВ: Здравствуйте, Сергей Александрович. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Вот то, о чем вы говорили в своей подводке, можно еще обозначить как концептуальная власть, то есть система миропонимания, система объяснительных моделей, которыми руководствуются в своей деятельности все социально-политические акторы. И именно эта концептуальная власть зависит в первую очередь от того, что происходит в сфере науки, в академии, так сказать. И очевидно, что здесь у нас все очень запущено и требует большого внимания. Вот этому и была посвящена пресс-конференция, которая прошла в агентстве ТАСС.
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Война и мир. Все выпуски
- Все аудио
- Война и мир