Война и мир Если нацизм никуда не исчезал, то кто, где и как его хранил?

27 января 2024, 03:15

Персоны

Исследуем нацизм во всех его проявлениях. Повод – книга Александра Щипкова "Незавершенный нацизм".

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Сергей Михеев и программа "Война и мир".

И у нас сегодня в гостях Александр Владимирович Щипков – ректор Российского православного университета Святого Иоанна Богослова. Я вас приветствую, Александр Владимирович.

ЩИПКОВ: Здравствуйте, Сергей Александрович.

МИХЕЕВ: И поговорим вроде бы как на темы такие философские, концептуальные. Но тот, кто слушает мои передачи, тот знает, что я-то считаю, что все равно вначале было слово, и вообще материальным миром управляют идеи, а не наоборот. И вот сегодня именно в программу "Война и мир" я пригласил Александра Владимировича, потому что недавно, Александр Владимирович, вы написали книгу "Незавершенный нацизм", которая исследует само это явление, его историю, современное состояние и перспективы, учитывая тот факт, что сейчас мы фактически в том числе ведем войну с неким неонацизмом на Украине, который при этом очевидно стимулируется Западом. Эта тема не просто актуальная, а она действительно вписывается в эту парадигму "Война и мир".

ЩИПКОВ: Вообще, история с нацизмом и изучением нацизма у нас довольно странная. Потому что, с одной стороны, мы вроде бы все хорошо знаем, что это такое, да просто на собственной шкуре, на собственном историческом опыте, и у нас у всех, воспитанных в СССР, было такое ощущение, что мы его победили в 45-м году. И действительно с таким ощущением и жили, что мы его прижали, придавили, и он исчез. А сегодня вдруг появляется тот же самый нацизм, но мы его называем неонацизмом. Откуда он взялся? И первая мысль, которая приходит в голову: может быть, он никуда и не исчезал? А если он никуда не исчезал, то, следовательно, мы не очень понимаем: где он был, кто были его носители, как он развивался, зачем его хранили, кто его хранил, и что нам с этим делать. Вот для того, чтобы ответить на массу этих вопросов, нужно сначала разобраться, что такое нацизм. Без этого мы не можем просто дальше двигаться, не говоря о том, как мы можем заниматься денацификацией, если мы не понимаем, что это такое.

Мои коллеги мне говорили, уже после выхода этой небольшой моей книги, что это первое исследование за последние 30 лет. Я говорю: "Да не может быть!" Говорят, что очень много публицистики, и хорошей публицистики, но последние такие академические исследования – это 80-е годы, советская власть. Всё. Там кто-то в Институте философии занимался, кто-то в МГУ занимался из философов. Всё. Я этого не знал, и мне казалось, что были работы, ну, на Западе были, конечно, какие-то работы. И я поставил перед собой очень простую задачу: попробовать описать нацизм, а самый простой способ в науке – это методом сравнения, когда ты что-то сравниваешь с чем-то, это самый такой эффективный способ. И я стал сравнивать: нацизм и тоталитаризм, нацизм и социализм, нацизм и либерализм, и так далее. И пытаться понять, а как вот эти все явления соотносятся друг с другом. Когда работа вчерне была готова, она, в общем, достаточно случайно, через моих коллег-аналитиков, которые работают в Совете Безопасности, попала к Николаю Платоновичу Патрушеву.

МИХЕЕВ: А он написал предисловие.

ЩИПКОВ: Да, и он написал предисловие, он заинтересовался этой работой. Почему? Потому что, вообще-то, это его тема. У политиков (а он крупный политик и государственный деятель) есть, ну как бы они занимаются многим, но есть любимые темы. Может быть, неправильно сказать любимые, но есть как бы вот свои темы, которые им интересны или которые они считают важными. Вот у Патрушева тема нацизма и фашизма – это одна из его таких тем.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Война и мир. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Война и мир

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация