Авторские материалы ФАС против роботов: недобросовестных участников биржевых торгов будут отключать

30 января 2024, 17:49

Персоны

ФАС против роботов. Владельцы АЗС обратились в антимонопольное ведомство с жалобой на алгоритмы, которые используются трейдерами на бирже. С их помощью происходят мгновенные продажи. В итоге небольшие компании просто не успевают купить бензин. Его потом предлагают посредники, но уже дороже. В этой схеме разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

В ФАС и Минэнерго пожаловалась компания "Нефтьмагистраль", она владеет сотней заправок в столичном регионе. С 12 января она не может купить на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже ни одной тонны бензина. Ни 95-го, ни 92-го. "Нефтьмагистраль" просто не успевает оформить заявку на покупку. Весь объем предложения уходит другим компаниям, которые используют роботов на биржевых торгах. Такие алгоритмические системы позволяют совершать покупку чуть быстрее, чем вручную, поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков.

ЮШКОВ: Мгновенно, через долю секунды после выставления лота робот скупает эту партию выставленных нефтепродуктов. И получается, что настоящие компании – сети заправок – просто не успевают среагировать. У них сидит человек за компьютером, а робот его опережает. Тот не успевает даже нажать. Робот действует автоматически. Как только появляется заявка, она тут же скупается по первой же цене.

В итоге на бирже не оказывается свободного топлива. А затем уже вне биржи посредники, купившие бензин с помощью роботов, предлагают компаниям-собственникам АЗС приобрести топливо у них. Естественно, дороже. На несколько процентов. Все это приводит к росту цен на топливо, продолжает Игорь Юшков.

ЮШКОВ: Эти роботы гарантируют наличие спекулянтов-посредников, которые занимаются виртуальной скупкой и продажей этих продуктов. Это приводит к тому, что даже на конечном рынке топливо будет дорожать. Потому что если сеть заправок купила топливо дороже, чем могла бы, то это в итоге будет заложено в стоимость бензина и дизеля.

В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что эта проблема обсуждалась на биржевом комитете. Цитирую по агентству РИА: "Были рассмотрены предложения по ужесточению использования алгоритмических систем при приобретении нефтепродуктов на биржевых торгах. ФАС считает данные предложения актуальными, а также предлагает проработать вопрос ужесточения мер для недобросовестных участников биржевых торгов". Речь идет об отключении трейдеров от торгов, если выяснится, что накануне они использовали роботов для покупки топлива.

Элементы искусственного интеллекта на бирже применяются, как правило, во время активного спроса на бензин. В спокойной ситуации в этом нет нужды. Спрос уравновешен предложением. Но так бывает не всегда. Спрос превышал предложение в августе и сентябре прошлого года. То же самое происходит и сейчас, после аварии на Нижегородском НПЗ.

По закону использовать роботов в торговле пока не запрещено. Но это нарушает биржевой этический кодекс. И сама биржа может наложить на участников торгов штрафные санкции. Скажем, отстранить их на сутки. Таких трейдеров видно по аномальной скорости подачи заявок. Хотя доказать нарушения непросто. К тому же алгоритмы постоянно перестраиваются. И обходят системы противодействия роботам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация