Картинка

Авторские материалы Манипуляция или антистресс? Плюсы и минусы спонтанных покупок

29 апреля 2024, 13:39

Персоны

Россияне пристрастились к спонтанным покупкам. Такой вывод делают социологи. За последние два года доля тех, кто совершает спонтанные приобретения хотя бы один раз в месяц, выросла на 14%, каждую неделю – на 11%. А в целом более трети россиян привержены такого рода покупкам. Причем их доля неуклонно растёт. Плюсы и минусы спонтанных, по-другому – импульсных, покупок изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Еще секунду назад и мыслей не было о покупке. Но тут при взгляде на магазинную полку какая-то неведомая сила закружила и отключила голову. И вот этот товар уже у тебя в руках. Собственно, в этом суть спонтанных покупок. И она кардинально отличается от тактики тщательно продуманных приобретений, поясняет член Гильдии маркетологов, психолог, научный руководитель "Кейс-лаборатории" Владимир Киселёв.

ВЛАДИМИР КИСЕЛЁВ: Скажем, если дорогостоящие какие-то вещи, то человек сначала подумает, потом почувствует, а потом только сделает. Спонтанная покупка – здесь схема немножко другая: сначала человек хочет почувствовать, сделать, а потом уже подумать… Но, в общем, таков человек.

Маркетологи играют на этих особенностях человеческой психологии. Чаще всего провоцируют грамотной выкладкой товара, делится собственным опытом спонтанных покупок Владимир Киселёв.

ВЛАДИМИР КИСЕЛЁВ: Например, положить на уровень глаз ту или иную продукцию. Ускорить процесс. Точка контакта здесь более близкая. Вот я совершенно не голоден, но сладкая булка – это спонтанно, на самом деле. Я понимаю, что лишнего-то есть не надо, тем более мучного. Но вот не могу иногда удержать себя от этой покупки. Заходишь, а она такая вкусная булка, а еще с кремом, а еще пахнет, собака, хорошо... А еще тут кофе продают более-менее ничего. Ну вот как пройти мимо?! Вот никак.

Понятно, что провоцирование импульсных покупок – это вытягивание денег из потребителя. Но есть и плюсы у такого вида маркетинга. Это психологическая разгрузка клиента и антистресс, дополняет Владимир Киселёв.

ВЛАДИМИР КИСЕЛЁВ: Потому что человек, когда делает спонтанную, приятную, понятное дело, покупку, он на какой-то момент времени у себя вызывает положительные эмоции всякие. Я не буду в биохимию уходить, но процессы биохимические в голове у человека точно происходят, хотя бы на пять минут. Ну, антистресс однозначно.

На пять минут – да, эйфория от покупки. Но потом может настигнуть осознание её ненужности. И тогда приподнятое настроение может перейти в его упадок. Но, с другой стороны, спонтанные покупки в абсолютном большинстве случаев не слишком дорогие, наподобие жвачки на кассах или кофточки при входе в аутлет, и сильно карман не опустошат. А потому и переживать особо нечего.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация