Картинка

Авторские материалы Меньше контрольных – больше учёбы

10 июня 2024, 13:24

Персоны

Число контрольных работ в школе сократят в четыре раза. С 1 сентября в школьной программе останутся только 10 процентов контрольных работ от всего учебного времени вместо 40 процентов, как это было раньше. Об этом решении заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на Петербургском международном экономическом форуме. В качестве причины такого решения в ведомстве назвали то, что массив контрольных работ мешает учебному процессу и раздражает "учителей, учеников и их родителей". Как будут проверять подготовку учеников в новых условиях, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Засилье контрольных работ решили ослабить. Конкретно – сократить их число. Отныне с 1 сентября в школьной программе будет только 10% школьного времени отдано под контрольные. Т.е. если в школьной неделе 36 учебных часов, то только 3,5 часа уйдут на контрольные. Тоже немало. Но это уже не 40%, как было раньше. Столь важное решение Рособрнадзора озвучил на Петербургском международном экономическом форуме руководитель ведомства Анзор Музаев. Он пояснил, что существующий массив контрольных работ "раздражает как учителей, так и учеников и их родителей".

И это правда. Число всевозможных проверочных работ стало зашкаливать. Не остается часов, чтобы качественно объяснять материал, говорит председатель Общественного совета при Минпросвещения России Дмитрий Лутовинов.

ЛУТОВИНОВ: Некая перегруженность – она, конечно же, есть. Есть всероссийские проверочные работы, региональные проверочные работы и еще, конечно же, текущий контроль, есть административные срезы, поэтому если мы говорим о сокращении количества, то да, действительно, нужно это как-то все оптимизировать, тогда немного с детей, да и с учителей, чего греха таить, эту нагрузку надо снять. Но текущий контроль знаний ведется и вестись должен.

Контрольная работа не дает знаний и не помогает в учебе. Это лишь проверка усвоенного материала. Потому прежде чем проверять знания, их надо дать, говорит директор столичного Центра образования №548, народный учитель России Ефим Рачевский.

РАЧЕВСКИЙ: Обилие контрольных работ знаете, что мне напоминает? Больницу. Выходит пациент оттуда, и его спрашивают: что с тобой? Брали анализы. А лечили? Нет, только анализы брали. Обилие контрольных работ вовсе не означает, что учитель хочет научить.

После того, как объявили о сокращении числа контрольных работ, многие родители высказали мнение о том, что их объем останется на прежнем урвоне, просто часть из них будет скрыта. Например, их станут по-другому называть: тестовые задания, проверочные тесты, скрининги знаний и т.д. Нет, этого не будет, заверяют в Рособрнадзоре. Там отдельно подчеркнули, что контрольные не просто отменят формально, а со стороны их ведомства будут внимательно следить за исполнением этого решения. Если принцип "10%" будет нарушен, ответственность понесут руководители образовательных организаций всех уровней.

Эксперты заговорили параллельно и о системе оценок. Не будут ли менять ее? Вопросы к гибкости самой шкалы есть, но пока об изменении этой системы речь не идет, говорит Дмитрий Лутовинов.

ЛУТОВИНОВ: Мы, конечно, к нашей пятибалльной системе привыкли, но если уж так говорить, она по факту превратилась в трехбалльную. Потому что "единица" – такой оценки вообще сейчас нет, а "двойки" – это же не является оценкой для аттестации знаний. Это оценка неудовлетворительная. Поэтому система оценивания сейчас трехбалльная, она негибкая. Но мы к ней привыкли. Может быть, пора что то действительно поменять.

С другой стороны, совсем без контроля и отметок тоже учебы не бывает. Это расхолаживает. И дети, и родители хотят оценок и контрольных. Любой труд должен быть оценен. И это останется. Контроль не отменяется, просто он будет не в том объеме, как раньше. Например, в оставленные 10% не войдут всероссийские проверочные работы и мониторинги от Московского центра качества образования. Важно не количество часов для контрольных и проверочных работ, а отдача. И разъяснение того, что сделано не так. Проще говоря, нужна работа над ошибками, говорит Ефим Рачевский.

РАЧЕВСКИЙ: Для того, чтобы работа над ошибками была эффективной, эти ошибки, как правило, – персональные, с одной стороны, а с другой – унифицированные. Не бывает, чтобы весь класс сделал одну ошибку. Комментарий к оцениванию. Дальше – отметка должна быть обязательно дифференцированной, а не унифицированной. Третий момент – оценка должна иметь свои критерии.

Пока к новелле большинство учителей и учеников отнеслись положительно. Главный довод – стресса будет меньше для всех, плюс освобождается больше времени на изучение нового материала. Еще одним плюсом педагоги называют то, что впервые подобная инициатива возникла после окончания учебного года, а не накануне его начала. А это значит, есть адаптационный период. И у учителей будет время откорректировать планы работы на предстоящий учебный год.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация