Картинка

Авторские материалы Сын – за отца: детей и родителей коррупционеров смогут лишать имущества

29 июля 2024, 11:06

Персоны

Имущество предлагают конфисковывать не только у самих коррупционеров и их супругов, но и у других ближайших родственников: у родителей и совершеннолетних детей. Такие поправки в УК РФ готовят в Госдуме. Там столь серьезную меру предлагают применять к преступлениям, совершенным в составе организованной группы и при отказе коррупционера сотрудничать со следствием. Сейчас неотвратимость наказания отсутствует, коррупционеры оформляют недвижимость, активы и ценности на близких родственников, не попадающих под госконтроль. Эксперты признают: поправки жесткие, но они могут сократить поток коррупционных преступлений. О том, кто может оказаться среди тех, у кого заберут имущество, и как это повлияет на самих коррупционеров, – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Ближайшие родственники коррупционеров могут лишиться имущества. В этот список могут войти не только супруги провинившегося, но и его совершеннолетние дети и родители. Именно на них, зачастую, коррупционеры предусмотрительно записывают движимое и недвижимое имущество и другие активы, говорит адвокат Адвокатской палаты Москвы Василий Бурдюг.

БУРДЮГ: Похищенное – оно тщательным образом скрывается, и оно может находиться в руках родных, близких, знакомых. Очень часто меры конфискационного характера, связанные с обращением на взыскание имущества, нажитого преступным путем, не компенсирует в полной мере того, что присвоили коррупционеры. Конфискация всего имущества – это мера правильная, и она должна поддерживаться всеми как мера, направленная на поддержание имущественного состояния общества.

Конфискация имущества предусмотрена законом и сейчас, но, как правило, суд назначает ее в основном в отношении ценностей и имущества, которое служит вещественным доказательством в ходе следствия. Т.е. если выяснилось, что имущество, которым владеют подсудимый и его супруга, было приобретено на деньги, добытые преступным путем, то только в этом случае его конфискуют. Однако, как показала практика, записанные на себя активы – это далеко не всё, что присвоил тот или иной коррупционер. Особенно ярко это выявилось в ходе расследования громких антикоррупционных дел, в которых фигурируют федеральные, региональные и муниципальные чиновники. Как, например, при расследовании злоупотреблений в Минобороны или в деле бывшего главы департамента культуры в московском правительстве. Найти похищенное в таких делах непросто. Поскольку участники коррупционных схем – это не типичные грабители или воры. Зачастую это – люди с высоким социальным статусом и юридически подкованные, поясняет Василий Бурдюг.

БУРДЮГ: Коррупционеры – это не реднеки. Как правило, это "белые воротнички", которые хорошо разбираются в законе. Если не разбираются сами, у них есть консультанты, юристы, адвокаты , которые помогают им скрыть похищенное.

Во многом к изменениям в законодательстве, касающемся коррупции, депутатов подтолкнуло поручение президента наращивать усилия по противодействию и предупреждению коррупции. Причем особо отмечалось, что необходима "апробация новых, более эффективных подходов".

По мнению инициатора внесения изменений Михаила Делягина, лазейки в законе сейчас "дают возможность коррупционерам уйти из-под действия антикоррупционного закона, так как во многих случаях основные активы переписаны на близких, не попадающих под госконтроль".

А это нарушает главный принцип уголовного права – неотвратимость наказания.

Но кто окажется среди тех, кого коснется столько серьезная мера? Ее планируют применять к коррупционерам, которые совершили свое преступление в составе организованной группы и отказываются сотрудничать со следствием.

Эксперты считают поправки жесткими. Но при этом они подчеркивают: если это будет принято и конфискация всего имущества станет неминуема, то потенциальные коррупционеры серьезно задумаются, прежде чем пойти на преступление. Ведь они будут понимать, что в случае доказанности их преступления имущества лишатся все члены их семьи. Кстати, юристы не исключают, что впоследствии меры на искоренение коррупции могут быть еще больше ужесточены. Такой подход, говорит Василий Бурдюг, – хорошая профилактика коррупционных преступлений.

БУРДЮГ: Конфискация имущества – это дополнительное наказание для преступников, которое носит такой профилактический характер. То, что это снизит число преступлений, конечно, прогноз положительный, должно снизиться в такой ситуации. То, что сейчас принимаются дополнительные меры, должно приветствоваться обществом. Потому что коррупция разрушительна и вредит каждому из нас.

Юристы также добавляют, что такая мера поможет увеличить компенсации пострадавшим от преступных действий (в том числе государству), поскольку зачастую в коррупционных уголовных делах фигурируют многомиллионные суммы.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация