Авторские материалы "Инженерия эмоций", "Экономика впечатлений": хиты приемной кампании в вузы
Персоны
Робототехника, бизнес-информатика и даже "инженерия эмоций" и "экономика впечатлений" – в российских ВУЗах в этом году открыли новые специальности. Университеты продолжают расширять IT-направления и программы в сфере туризма. Спрос на подобные профессии у работодателей высок, студенты всё чаще желают их изучать, ВУЗы разрабатывают новые предложения. Какие специальности требует рынок и чем будут заниматься через 4 года выпускники, которые только что поступили на новые направления – выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Списки профессий, которым готовят в университетах, нынче серьезно расширились. Добавлены не только IT-направления и программы в сфере туризма, но и программы на "стыке психологии, технологии и дизайна". Все что востребовано на рынке, что приносит деньги и успех – все можно освоить в рамках высшей школы, – говорит декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России Павел Селезнев.
СЕЛЕЗНЕВ: Ставку правительство делает на развитие реального сектора экономики, где нужны инженерные кадры, где особенно востребованы виртуальная экономика, искусственный интеллект, цифровая экономика, большие данные. То что достаточная часть сейчас создается в виртуальной экономике, нам и будущее соперничество технологических платформ, нам здесь свое лидерство держать.
Биоинженерия, биоинформатика, востоковедение и африканистика, клиническая психология. Такие направления открыли нынче в РУДН. Выбирать было из кого. Например, на клиническую психологию поступило 502 заявления, хотя было всего лишь несколько мест. Также здесь открыли новые программы внутри существующих направлений: генная и тканевая инженерия и две программы в области управления данными, интеллектуальными системами и искусственным интеллектом.
В ВУЗах появились такие курсы как "бизнес-информатика", "робототехника", "автоматизация". Так, Московский политех ввел подготовку по специальности "мехатроника" и "робототехника". Это их ответ на растущий спрос на специалистов именно в этой области. Три новинки – прикладная информатика, биотехнология и бизнес-информатика – появились в Казанском государственном аграрном университете.
Появились в ВУЗах и, скажем прямо, некоторые необычные направления. Например, в Московском художественно-промышленном университете с этого года обучают по специальности "Инженер эмоций". Это что профессия? Она предполагает разработку и проведение культурно-массовых мероприятий. И это не просто досуг, но и приобщение к культурным ценностям – рассказывает ректор ВУЗа Алексей Егоров.
ЕГОРОВ: Инженер эмоций востребованное направление с этого года, на городских праздниках. Вот вы видели "Москва-2030", а специалисты, которые работали на этой выставке это как раз инженеры эмоций. Создавать праздник, красоту, для этого такие люди нужны. Сейчас рынок и мероприятий, и свадеб, мы делаем и мероприятия, и масленицу, роскошные православные праздники, и всегда требуется новизна, умение создать, уникальность, для этого мы и делаем.
На первый взгляд кажется: а зачем этому учить? Есть же множество креативных людей – самоучек, которые делают то же самое. Сейчас уже мало просто задора и самодеятельности, важны знания для того, чтобы правильно организовать не только толпу и пространство, но и чему-то научить людей через праздник. Потому и востребованы такие курсы – на стыке психологии, технологии и дизайна – говорит Павел Селезнев.
СЕЛЕЗНЕВ: Много профессий на стыке, они носят междисциплинарный характер. Это профессии, связанные со сферами, которые сочетают с одной стороны человека и его природу – биология, психология, когнитивные истории, эмоции, и технологии с другой стороны. И это более выигрышно чем традиционные специальности.
Востребованы нынче и ивент-дизайнеры – попросту говоря, устроители концертов, свадеб, дней рождения. Время диктует новые задачи для таких людей. Уже мало сценария, написанного на коленке со старыми проверенными конкурсами и украшение зала. Ивент-дизайнер должен быть в одном лице и психологом, и флористом, и финансистом, и аниматором, и журналистом – говорит Алексей Егоров.
ЕГОРОВ: Без ивент-дизайнера сейчас не обходится ни одна телепрограмма, ни кинопрезентация, ни свадьба, ни вручение премий, наград, церемоний.
Хиты приемной кампании этого года сразу в нескольких ВУЗах – все, что связано с индустрией гостеприимства: "гостиничное дело", "туризм", "ресторанный бизнес", "экономика впечатлений". Так, например, в государственном социальном университете конкурс был от 57 до 109 человек на место. Толчком стало мощное развитие внутреннего туризма. Есть запрос на специалистов – есть интерес и у абитуриентов – говорит Павел Селезнев.
СЕЛЕЗНЕВ: Большая переориентация на Восток, развивается и внутренний туризм. Индустрия гостеприимства, развитие территорий, маршрутов, рекреационных территорий – то что представляет интерес к исследованию нашей страны, ее природного потенциала , географии и т.д.
Внутренний туризм создает современные рабочие места не только в городах миллионниках, но и регионах. Так что выпускники всегда смогут найти работу, не уезжая далеко от дома.
Впрочем, открыть новые направления не так то просто. Не все ВУЗы, которые готовы к нововведениям, могут это сделать. Как указывают эксперты, чтобы быстро открывать различные курсы, у ВУЗов должна быть лицензия на базовое направление.