Поэтический минимум Не падает велосипед
Поговорим о детстве большого писателя и не только.
И вот едет в самом-самом конце XIX века на велосипеде (такие поездки были тогда очень в моде), Владимир Дмитриевич Набоков и встречает на крутом повороте Елену Ивановну. Там он "спешивается" (смешное слово) и делает, как пишут исследователи жизни и творчества еще не рожденного сына этих двоих, предложение Елене Ивановне. Через 2 года, а именно 23 апреля 1899, в семье любителей той прекрасной велосипедной езды рождается первенец – Владимир Владимирович Набоков.
Солнце, солнце, везде солнце. Даже зимой.
А летом – появляются бабочки.
С самого детства солнечный свет в окне – бликующий, прямой или ложащийся по странной диагонали, говорил одно: если есть солнце, значит, скоро будут бабочки.
В семь лет маленький Володя на персидской сирени (нам только кажется, что она большая, крупная, нет, она мелкая) у веранды увидел первого своего махаона.
Кто-то из слуг ловит маленькому барину эту бабочку в фуражку, и фуражка с добычей запирается в платяной шкаф. После чего красавица-пленнице должна умереть ночью от нафталина.
Но, когда утром шкаф открывают, она выпархивает – и летит прочь из комнаты, от смерти – в раскрытое окно. И вот, ныряя в воздухе, уже превратилась в золотую точку.
А осенью, зимой и весной Набоковы в трехэтажном особняке из розового гранита. Там еще цветистая мозаика над верхними окнами. Кстати, именно тут, на Морской № 47, на втором этаже и родился будущий писатель. В апреле. Когда до будущих бабочек совсем недалеко.
Проезжий, праздный в городе чужом,
Я невзначай перед каким-то домом,
Бессмысленно, пронзительно знакомым,
Все мелочи мгновенно узнаю.
В сплошном окне косую кисею,
Столбцы крыльца, да двор ступенью.
Я чувствую тень шага моего...
***
В выпуске звучат стихи Владимира Набокова, Александра Кушнера, Роальда Мандельштама.