Авторские материалы Какие лифты дальше не пойдут
Персоны
Более 120 тысяч лифтов могут продолжить свою работу в российских многоэтажках после истечения срока эксплуатации. Минстрой предлагает продлить сроки службы подъёмников, которые уже включены в программу капитального ремонта. Тему продолжит Екатерина Косинец.
Лифт дальше не пойдёт, если вышел срок эксплуатации. В ближайшие пять лет в многоквартирных домах потребуется заменить около 120 тысяч лифтов. По подсчётам Минстроя, на это придётся потратить более 400 млрд рублей. Поэтому в ведомстве предложили оценить состояние устройств и продолжить эксплуатировать те из них, которые не представляют угрозы для безопасности пассажиров.
Первый в России лифт разработал Иван Кулибин для Екатерины II. А подъемные машины для массового пользования начали производить уже в Советском Союзе, когда в Москве начинали строить сталинские высотки. Тогда же и появилось и постановление "Об организации производства лифтов" и были разработаны стандарты качества. Они предусматривали, что запас прочности должен превосходить установленные сроки эксплуатации. Поэтому у кабин и механизмов, которые сегодня доставляют жильцов на этажи, ещё остаётся некоторый ресурс. Именно его и предлагают использовать в Минстрое, когда говорят об увеличении срока службы лифтов ещё на 5 лет. А вернее – продлении технического регламента Евразийского таможенного союза – уточняет исполнительный директор Национального лифтового союза, Генеральный директор Ассоциации "Российское лифтовое объединение" Пётр Харламов:
"Когда мы продлеваем срок действия технического регламента, Таможенного союза "Безопасность лифтов", то мы за эти предстоящие пять лет понимаем, что субъекты должны выработать программы, должна быть чёткая дорожная карта, где дома стоят в графике капитального ремонта и, соответственно, лифты – видно, что они в 26 году, например, в 27 будут обновлены. Будет чёткая картина, что должен делать субъект. А если мы продлеваем срок эксплуатации лифта, то у правительств регионов развязываются руки и они особо не будут принимать никаких мер, никаких действий".
То есть продление срока эксплуатации – это не решение проблемы, а отсрочка этого решения. Однако поправки в технический регламент "Безопасность лифтов" Евразийской экономической комиссии внести не так просто – считает зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева:
"На самом деле есть даже опасения, что, может быть, в правила и не удастся внести (изменения), потому что коллеги по Таможенному союзу, на сколько я знаю, были против. И, возможно, эти изменения будут вноситься через какие-то национальные законы или подзаконные акты".
В Минстрое уточнили, что прежде чем продлевать действие техрегламента, все лифты, у которых срок службы подходит к концу, обследуют. Тем, что могут прослужить ещё несколько лет, проведут техническое обслуживание, заменят отдельные узлы и их компоненты. С комплектующими, кстати, проблем нет – заверяет Пётр Харламов. Ещё во время пандемии отрасль отладила поставки запчастей для импортного оборудования:
"В принципе, из Китая мы находим аналоги и замену тех необходимых узлов, которые выходят из строя. Это вот, подчеркну, связано с импортными лифтами. С нашими российскими, с запчастями проблем нет. Другое дело, что они, как и всё, повысились несколько в цене. Но это вопрос решаемый".
Решаться вопрос будет, в том числе, за счёт увеличения платы за капремонт – предупреждают депутаты. Такое решение каждый регион принимает самостоятельно. Некоторые субъекты, чтобы сдержать повышение взносов, софинансируют программы капитального ремонта. Сахалинская область, например, добавляет 80% стоимости работ из бюджета.
Дорожают отдельные запчасти и сами лифты. И сложнее всего ситуация там, где дом собирает средства на капитальный ремонт на спецсчёте – говорит зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева:
"У тех домов, которые копят средства в "общем котле", есть система внутренних заимствований. То есть собираем взносы со всех домов, тратим на один дом – на замену лифта. Лифт у нас сейчас – самый дорогостоящий вид капитального ремонта. Там уже и три миллиона, и четыре, и пять и даже больше. У спецсчетов – взносы в регионах у нас в среднем, как говорил министр, где-то 12 рублей с квадратного метра. И чтобы накопить такую сумму, нужно много-много лет домам, которые копят отдельно от всех остальных".
По словам Светланы Разворотневой, ситуация требует поддержки со стороны региональных и государственных властей. Иначе десятки тысяч лифтов будут остановлены по результатам проверки Ростехнадзора.
За последние годы в России произошло больше десятка крупных аварий. Почти в каждой есть пострадавшие с травмами разной степени тяжести. Несколько смертельных случаев.
В Ассоциации "Российское лифтовое объединение" напоминают, что подозрения должны вызвать любые посторонние шумы, рывки во время хода и особенно – при открытии и закрытии дверей. В этом случае необходимо срочно обратиться в управляющую компанию. Если там не отреагировали, то стоит жаловаться в государственную жилищную инспекцию. Следующий этап – обращение в Ростехнадзор – в случаях, когда работа лифта угрожает жизни и здоровью.