Нацвопрос В праздники бесермяне зовут и батюшку, и муллу
Персоны
Сегодня перенесемся в Удмуртию: говорим о культуре удмуртов и бесермян. У нас в студии — исполнительница древних напевов этих народов, исследователь их культуры Наталия Дзыга.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
В нашей программе (наши постоянные радиослушатели знают) мы регулярно обращаемся к теме сохранения традиций, фольклора народов России, нематериальному наследию, как принято говорить, которое сохраняется в старинных деревнях, малых городах нашей страны необъятной. И сегодня мы перенесемся в Удмуртию, поговорим о культуре удмуртов и бесермян (внимание, о таком народе тоже сегодня тоже мы поговорим особо). Вроде бы перенесемся в Удмуртию, но и Удмуртия переносится к нам, поскольку у нас в студии исполнительница древних напевов этих народов, исследователь их культуры Наталья Дзыга. Наталья Юрьевна, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ДЗЫГА: Приветствую вас, дорогие мои.
САФАРОВ: Наталья Юрьевна,прежде всего, вот мы назвали – этнос, бесермяне. Конечно, за последнее время вышло несколько хороших, очень интересных документальных фильмов, посвященных бесермянам. И наши коллеги на телеканале "Россия-Культура" выпустили программу, посвященную бесермянам. И, в общем-то, вот такой прорыв информационный, он произошел: можно найти сведения, можно найти информацию, посвященную культуре бесермян (об этом мы сегодня поговорим). Но вот о происхождении бесермян, об их расселении, о том, почему они носят такое загадочное название, и вообще кто они, все-таки достаточно еще мы не знакомы. Поэтому благодаря тому, что вы много лет занимаетесь бесермянской культурой, ну, что называется, из первых уст мы хотим узнать: кто такие бесермяне и где они живут?
ДЗЫГА: Бесермяне – это народ, который живет локально на севере Удмуртии, но так же проживает и в Кировской области. Но в основном большинство бесермян проживает именно на севере Удмуртии – в Ярском, Юкаменском, Балезинском, Игринском районах Удмуртской республики.
САФАРОВ: То есть расселение их в основном сконцентрировано в Удмуртии.
ДЗЫГА: Именно на севере.
САФАРОВ: Именно на севере. Долго время было так, вот если обратиться к переписям, к этнографической литературе, их включали в состав удмуртов, считали их частью удмуртов. Но все-таки теперь в науке принято выделять бесермян, что бесермяне действительно отдельный народ. Почему это так?
ДЗЫГА: Должна сказать: с недавнего времени только стали праздновать день бесермянского языка 21 октября. То есть письменность — она совершенно другая, нежели в удмуртском языке, фонетика тоже отличается. Раньше считали, что бесермянский диалект, то есть бесермян считали субэтносом удмуртов, а сейчас их признали отдельным народом со своим бесермянским языком. И уже выходят книги на бесермянском языке, и даже перевели "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. На бесермянском языке. Я держала эту книгу в руках, это очень приятно — держать такую книгу и смотреть, и радоваться тому, что эта книга теперь еще и на бесермянском языке нашла свое место в мире.
САФАРОВ: Да, нашла свое место в мире. А вот название – бесермяне, сразу ли ощущается? Понятно, даже так, не особо копаясь глубоко, что-то с бусурманами.
ДЗЫГА: Верно, верно.
САФАРОВ: Да, вот по верному пути идем?
ДЗЫГА: Конечно, вы сразу же это прочувствовали. Потому что самое ближайшее по корню слово в русском языке – это, конечно же, басурмане. Мусульмане – вот что надо сказать, что бесермянами называли мусульман.
Полностью слушайте в аудиоверсии!