Авторские материалы Навязывание допуслуг запретят совсем!
Персоны
Покупатель должен давать письменное согласие на получение дополнительных услуг. В противном случае это будет считаться их навязыванием. Правительство одобрило соответствующий законопроект. Теперь его рассмотрит Госдума. О новом шаге в борьбе с обманом покупателей – Борис Бейлин.
Навязывать товары и услуги нельзя. Это незаконно. Причем уже давно. Но бизнес продолжает придумывать все новые и новые схемы. С этим борются и правительство, и Центробанк, и Госдума. Не так давно был установлен штраф в 40 тысяч рублей для компаний, которые навязывают потребителю дополнительные товары и услуги. Но все равно такие ситуации встречаются на каждом шагу. То есть не только при покупке квартиры в новостройке или автомобиля, когда обычно навязывают услуги страхования. Это – широкая практика. И люди жалуются, отметил премьер Михаил Мишустин.
МИШУСТИН: Например, при продаже билетов на самолет или поезд добавляют согласие на заключение добровольного страхования. С подобной практикой сталкиваются и жильцы многоквартирных домов при оплате коммунальных услуг, и посетители многих автосалонов при приобретении автомобилей. Так же пытаются оказать положенные по полису ОМС услуги платно. Причем такая тактика навязывания четко выстроена, буквально один клик в онлайн-документе, а при этом расходы людей увеличиваются. Человек даже не сразу понимает, что автоматическая отметка согласия вынуждает его переплачивать.
Премьер пообещал, что правительство защитит граждан от навязывания дополнительных товаров и услуг. Теперь для их оформления потребуется письменное согласие покупателя. Для этого подготовлены поправки в законодательство. Причем у людей сохранится право отказаться от оплаты дополнительных услуг, если их уже вынудили перечислить средства. Покупатели смогут потребовать от продавца вернуть потраченную сумму.
Это позволит избежать и курьезных ситуаций. Один такой случай вспоминает сопредседатель Союза потребителей Надежда Головкова.
ГОЛОВКОВА: Человек купил снегоход, и ему предложили инструкцию подробную к этому снегоходу, и цена этой инструкции – 300 000 рублей. И это было обусловлено тем, что "если вы не покупаете эту инструкцию, то мы вам не продадим этот снегоход". Есть и в обиходе, когда ты хочешь купить товар, предположим, какую-то бытовую технику в магазине, а тебе говорят: "Она продается только со стоечкой, на которой будет стоять". "А мне стоечка не нужна". "Тогда это у нас не продается". Это тоже навязывание дополнительного товара.
По поручению правительства поправки в закон «О защите прав потребителей» разработал Роспотребнадзор. Документ вводит прямой запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров или услуг до заключения договора, а также запрет на автоматическое проставление отметок о согласии потребителя на приобретение таких товаров и услуг. Подобная практика будет признана недобросовестной и основанной на манипуляции. Законопроект уже одобрен правительством и в ближайшее время будет внесен в Госдуму.