Поэтический минимум Несли рояль два силача
Поговорим о музыки в стихах и философских трактатах.
Оказывается, Ницше был еще и композитором.
То, что он писал стихи, как-то не удивляет – все-таки человек письменного слова, как же иначе. В конце концов, "Дионисийские дифирамбы" (сборник из девяти стихотворений, написанных во второй половине 1888 года под псевдонимом, Дионис) были опубликованы в 1892 году в качестве приложения к философскому роману "Так говорил Заратустра". И в некоторой степени это комментарий к основному тексту.
Там, в этом цикле, много героев: Дионис (самый важный для Ницше персонаж), Ариадна, сам Заратустра. Кстати, последний уподобляется ели, которая стоит на самом краю обрыва.
А посмеет ли кто
Здесь гостем быть,
Гостем твоим тут быть?
Ницше пишет уже в прозаическом "Заратустре":
"Но положим, что кто-нибудь совершенно серьезно сказал бы, что поэты слишком много лгут; он был бы прав – мы лжем слишком много. Мы знаем слишком мало и дурно учимся, поэтому и должны мы лгать. И кто же из нас, поэтов, не разбавлял бы своего вина? Многие ядовитые смеси приготовлялись в наших погребах; многое, чего нельзя описать, осуществлялось там".
Читаешь это и понимаешь: ну кто еще так мог повлиять на весь наш Серебряный век, кроме него?
***
В выпуске звучат стихи Фридриха Ницше (в переводе Алексея Островского), Беллы Ахмадулиной, Александра Пушкина, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой.