Авторские материалы Последний ресурс для атаки: "чужие" звонки запретят?
Персоны
Голосовые звонки в мессенджерах могут заблокировать – либо полностью, либо запретят вызовы из-за границы. Причина тому – неутешительная статистика от операторов связи. По их данным, около 40% звонков через мессенджеры поступают россиянам от мошенников. И примерно 70% из них поступают из зарубежья. О возможных мерах Роскомнадзора – Мария Агафонова.
Телефонный терроризм – так эксперты называют то, с чем приходится сталкиваться сегодня россиянам. Под терроризмом здесь понимают шквал звонков от мошенников. Такие звонки сейчас атакуют россиян по всей стране – под разными предлогами у них вымогают деньги, представляясь сотрудниками банков и силовых структур. Аферисты вынуждают россиян совершать преступления – например, поджигать банкоматы и почтовые отделения. Жертвы аферистов атакуют военкоматы, отделения МФЦ и торговые центры. При этом сами они могут даже не понимать, на какое преступление идут. А бывает так, что настоящие преступники и вовсе срывают джекпот: получают и деньги, и завербованную жертву.
Статистика неутешительна: из общего количества звонков через мессенджеры почти 40% приходятся на звонки от аферистов. Поэтому голосовые вызовы через мессенджеры в России могут быть заблокированы. Возможны два сценария. В первом случае звонить через мессенджеры станет невозможным совсем. Во втором – запрет коснется только вызовов из-за границы. Ведь такие звонки составляют целых 70%. В остальных 30% мошенники звонят через мессенджеры, находясь в России. История эта не нова. В прошлом году, замглавы Сбера заявлял, что 95% мошеннических звонков россиянам идёт с Украины. Сейчас возможность блокировки обсуждают в Минцифры и Роскомнадзоре.
Действительно, основной поток таких звонков в Россию направляется с Украины. «Столицей» таких преступников принято считать город Днепр, бывший Днепропетровск. Выбрали его неспроста – там проживает много русскоговорящей молодежи. Ведь чистая русская речь – один из критериев, предъявляемых будущим мошенникам при приеме на «работу». При этом сотрудники кол-центров хвастаются, что их не мобилизуют на улицах для отправки на фронт, потому что они и так уже воюют с русскими. Правда, многих "специалистов" россияне разоблачают сразу – их подставляет акцент, которые часто мешает говорить на чистом русском языке.
Взлет мошенничества – последний ресурс для атаки на россиян, убежден эксперт по кибербезопасности Андрей Масалович.
МАСАЛОВИЧ: Есть правило современной войны: если выиграть на поле боя не могут, то затевают информационную войну. Если начинает выдыхаться информационная война, начинается терроризм. Если начинают перекидывать деньги на террористов, то с информационной войной не задалось. А это – дороже. Если выдыхается терроризм, то начинается терроризм телефонный. И вот это острие войны мы сейчас наблюдаем. Противник бросил все ресурсы на то, чтобы взлетел вал мошенничества.
Эксперт убежден: если противник выдыхается, то он атакует медиапространство. Чтобы говорили не о продвижении российских войск, не о том, что аналога российского «Орешника» Америке как минимум до 30-х годов не сделать, а о том, как в России горят релейные шкафы или военкоматы.
МАСАЛОВИЧ: Так называемая тактика тысячи уколов. Поэтому атак сейчас будет очень много. И надо что-то делать в экстренном порядке. И это что-то – прежде всего, заблокироваться от атак через мессенджеры. Эффективно это или нет – не знаю. Но сейчас мы – на той грани, когда проще просто все мессенджеры выключить, оставить только наш российский. Он есть, называется eXpress.
Блокировка только зарубежных звонков через мессенджеры полностью не решит проблему, считает президент "Консорциума Инфорус" Андрей Масалович. Многие звонки сейчас – локальные.
Назревает еще один вопрос. Если все-таки 60% всех звонков в мессенджерах совершают обычные люди, которые не имеют причастности к мошенничеству, а запрет состоится, то наверняка люди звонить не перестанут. Вместо мессенджеров будут использовать обычную связь. Логично было бы заключить, что вместе с этим взлетит и стоимость услуг связи. Эксперт убежден: в любом случае, это легко контролировать, да и трафик не должен сильно возрасти.
МАСАЛОВИЧ: Это легко отследить. Любой такой мутной турбулентной ситуацией пытаются воспользоваться участники – повышать тарифы или делать какие-то специальные тарифы. Но за этим, к счастью, легко следить и легко ставить на место. Как это будет выглядеть – не берусь сказать. Но могу предположить, что трафик не сильно возрастет. Потому что большая часть трафика в мессенджерах – это разговоры не по делу, это пересылка котиков, селфи в туалете, солнышко на ладошке.
Напомним то, о чем говорилось неоднократно: сотрудники госслужб никогда не звонят и не пишут через мессенджеры. Совет один – не разговаривать с аферистами.
В Сбербанке рассказали, что за прошлую неделю количество попыток поджечь административные здания выросло на треть. Предлогов масса. Одним говорят о содействии в поимке мошенников, другим – о задании российских спецслужб. Кто-то же идет на задание за деньги. В конце концов, мотив преступления учитывать не будут. Даже если человек не знал, на что идет и простодушно доверился незнакомцу, от наказания не уйти.