Авторские материалы Шпиономания в Латвии: "Ищите бомжей с перегаром!"
Персоны
Охота на ведьм в Латвии: Прибалтика охвачена шпиономанией, граждан предупреждает о том, что российский шпион выдаёт себя "запахом перегара, немытостью и короткой военной стрижкой". О методах выявления русских агентов влияния – материал Александра Ельшевского.
"Серьёзно, за то, что у меня документов просто нет?!!"
Обычную русскоязычную девушку латвийские полицейские запихивают в клетку на корме своей машины, в просторечии зовущуюся "собачником". Задержали из-за того, что подозрительно разговаривала на русском языке на майских праздниках, да еще и около кладбища, где похоронены советские солдаты. Обычное дело во время весеннего обострения шпиономании у властей прибалтийских стран.
Каждый год поиск русских агентов по весне бьет все новые рекорды. Все, кто носит советскую символику, ходит куда не надо, да еще и с цветами, все – агенты влияния и хотят возвращения советской власти и оккупации. Где та советская власть, правда, не поясняют. А оккупация – "вот, пройдите в музей либо самой Оккупации, либо преступлений КГБ, там все объяснят".
Но в этом году на все деньги, в смысле, в оправдание потраченного, выступила уже Латвийская Служба военной разведки и безопасности, которая призвала граждан быть бдительными в отношении возможной деятельности российских диверсантов и шпионов. И опубликовала на полном серьезе рекомендации по их выявлению. Об этом сообщает The Guardian со ссылкой на ежегодный отчет ведомства.
В документе, адресованном почти двухмиллионному населению страны, перечислены признаки, которые могут указывать на причастность к шпионажу. Среди них – неопрятный внешний вид, пренебрежение гигиеной, попытки завязать подозрительные разговоры на бытовые темы, а также короткие «милитаризированные» стрижки. Особое внимание контрразведка советует обращать на «туристов», которые плохо ориентируются в местности, но при этом имеют при себе снаряжение для выживания: специализированные аптечки, карты или рации. В общем, как в анекдоте про Штирлица, которого во время прогулки по Принц-Альбрехт-штрассе выдавали лишь стропы парашюта, волочащегося за спиной, и будёновка.
По данным спецслужбы, российские оперативники усилили активность в регионе, маскируясь так мастерски, что опознать их можно только по приведенным выше признакам. Цитата: «Украинский опыт показывает, что российские спецслужбы адаптируют методы работы. Их агенты могут не соответствовать классическому образу диверсанта», – подчеркивается в отчете. В латвийской разведке также отметили, что шпионы могут находиться вблизи стратегических объектов, притворяясь сотрудниками гуманитарных миссий, или скрываться в отдаленных районах, не проявляя при этом интереса к природе. И, наверняка, распивая и распевая советские песни про чекистов.
При этом ведомство предостерегло граждан от самосуда и призвало сообщать о подозрениях правоохранителям. Как напомнил латвийский государственный телеканал, аналогичные рекомендации публиковались два года назад, однако нынешние указания более детализированы.
Шпиономания раскручивается в Прибалтике уже очень много лет. Но раньше обвинения в шпионаже были, скорее, поводом для давления на гражданских активистов. К примеру, вот история Алексея Гретчуса, потомка одного из праведников Израиля, боровшегося с нацизмом и укрывавшего евреев во время Великой Отечественной войны, обвинили в шпионаже за то, что он в своей общественной деятельности пытался сохранить память о той борьбе и победе.
"Фонд финансировал некоторые мероприятия. Нужны были отчеты – фотографии, репортажи, и мои фотографии с моих же мероприятий в День Победы – это шпионаж, от трех до пятнадцати лет…"
Спустя десятилетия продолжатели дела латышского легиона СС травят потомка того, кто спасал евреев и хочет сохранить память о борьбе с нацизмом. Вот только, видимо, они уже и сами себя запугали настолько, что перестали понимать, где реальность, в которой это – предлог для борьбы с инакомыслием в одной маленькой, но очень гордой стране, а где начинается нечто, напоминающее паранойю.