Нацвопрос Сохранение корней в мегаполисе: этнографическое кино
Персоны
Сохранение наследия своего народа в мегаполисе. Этнографическое кино "В ритме корней".
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
Этнографические фильмы приобретают всё более широкую аудиторию. Всё больше зрителей (а это подтверждают многочисленные показы) обращаются к жизни, быту народов нашей страны. Это и наука, и искусство — когда рядом с камерой стоит профессиональный этнолог, сколько сбереженной красоты, уникального экспедиционного материала можно собрать в одном фильме. Причем, как мы сегодня выясним, не только в дальней экспедиции, но и прямо вот в мегаполисе. Этнографическому кино мы часто уделяем внимание в "Нацвопросе". Сегодня обратимся к новым конкретным и интересным фильмам, а также расскажем о предстоящем глобальном событии в мире этнографической науки России.
И вообще всем, кому интересна этнография или этнология (это уже кому как нравится), будем сегодня говорить именно о ней с нашей гостьей – кандидатом исторических наук, научным сотрудником отдела Урала и Поволжья, ну, можно сказать, родного для нашей программы Института этнологии и антропологии Российской академии наук, исполнительным директором Ассоциации антропологов и этнологов России Эльвиной Рязановой. Эльвина, приветствую вас в эфире "Вести ФМ".
РЯЗАНОВА: Здравствуйте, Марат.
САФАРОВ: Эльвина, ну, прежде всего, поздравляем вас с выходом очередных уже фильмов. Можно ли их назвать этнографическими? Или вообще, когда на экране что-то демонстрируется, не нужны какие-то определения, какие-то критерии, а работают старые добрые: интересно — не интересно, скучно — не скучно, познавательно — не познавательно? Вот как вы вообще относитесь к таким, может быть, немножко теоретическим рассуждениям?
РЯЗАНОВА: Хотела поблагодарить вас, Марат, за то, что вы дали возможность рассказать про свои фильмы. Потому что для любого ученого или научного сотрудника самое главное – это связь со слушателями либо с тем, кто тебя читает и видит. Что касается вашего вопроса, на мой взгляд, этнографическое кино нельзя отнести к какому-то, то есть это отдельный жанр, конечно же, в киноискусстве. И здесь, наверное, тоже работает вот как раз-таки такой подход, как "интересно либо не интересно", с одной стороны. А с другой стороны – ученые и режиссеры, которые делают этнографическое кино, снимают его, они в первую очередь хотят, наверное, сохранить какие-то сюжеты, которые в будущем могли бы для нас быть каким-то таким архивным материалом, где мы можем обратиться и увидеть, как это было, как традиция сохранялась, каким образом она бытовала в прошлом.
САФАРОВ: То есть в принципе — это и искусство, конечно. Потому что, безусловно, здесь важно визуальное наполнение, чтобы это было красиво, наполнено, интересно. Но в то же время это и фиксация вот этого уходящего зачастую этнографического материала, быта, традиций. Вот, допустим, когда мы обращаемся к черно-белым, часто непрофессиональным съемкам этнографов 70-х годов, это ведь уникальный материал. Когда я вот вижу там, не знаю, полминутки буквально или несколько минут экспедиционного материала откуда-то из Сибири или из Арктики, или из наших степей, или с Северного Кавказа (совершенно не принципиально, откуда), но это на вес золота — то, что демонстрируют этнографы. А сейчас все-таки это имеет уже такие профессиональные рельсы. Но давайте от теоретизирования к конкретике: к тому, что у вас буквально недавно завершилась работа над фильмом, который называется «В ритме корней». О чем он, о ком он? И самое главное, предвосхищая рассказ о нем, поясним, что Эльвина отправилась не в дальнюю экспедицию, не в традиционные ареалы проживания народов нашей страны, а снимала в мегаполисе. Вот как вообще эта идея пришла — говорить о национальной культуре в рамках многомиллионного города?
РЯЗАНОВА: Эта идея пришла с точки зрения того, что, когда мы говорим про Москву, мы всегда помним о том, что столица нашей Родины – это все-таки мультикультурный город. В Москве проживает огромное количество разных народов. И как бы с другой стороны мы понимаем, что мегаполис и современное состояние смывает такие как бы границы, и как будто бы мы все одинаковые на улицах. Но на самом деле это не так. И идея пришла мне в голову тогда, когда я поняла, каким образом сохраняются традиции того или иного народа, проживающего в Москве.
Полностью слушайте в аудиоверсии!