Время Новороссии Липоване — русские старообрядцы на Дунае
Персоны
Сегодня расскажем о липованах – этноконфессиональной группе русского народа, несколько веков осваивавших дельту Дуная, переселявшихся в Приазовье, города Новороссии.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Время Новороссии", в студии Марат Сафаров.
Мы продолжаем наш новый проект, посвященный выдающимся соотечественникам, которые вносили и вносят вклад в развитие, укрепление, безопасность особого для нашей страны исторического пространства. Конечно, страницы истории Причерноморья мы подробно обсуждаем. И сегодня расскажем о липованах – старобрядцах на Дунае. Этнографический, может быть, этноконфессиональный такой сюжет – группа русского народа, несколько веков живущая, осваивающая дельту Дуная, ну и не только.
В студии "Вести ФМ" – доктор исторических наук, профессор Института антропологии и этнологии Российского государственного гуманитарного университета Александр Пригарин. Александр Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ПРИГАРИН: Добрый день.
САФАРОВ: Липоване. Я знаю, что многие слышали, видели документальные фильмы, читали ваши статьи. А кто-то из наших слушателей, я уверен, был участником замечательного вечера, который проходил на Рогожском кладбище, в центре Русской православной старообрядческой церкви, буквально два года назад, на вашей лекции, где вы рассказывали о липованах, о русских старообрядцах на Дунае, в Причерноморье. Тема в общем-то, на слуху, но вот так, чтобы мы сходу смогли определить их ареал, их происхождение, даже их название, для этого все-таки необходим нам специалист. И наше вот везение, что сегодня в студии вы у нас.
Александр Анатольевич, липоване. Во-первых, правильно ли мы произносим это название? От чего оно происходит, существуют ли какие-то версии? Ну а потом, конечно, уже и к ареалу необходимо нам перейти, потому Причерноморье – обширное пространство. И какое место в нем занимает эта часть русского мира?
ПРИГАРИН: Вопрос настолько сложный, что можно на него потратить и полжизни, как, в общем-то, и со мной случилось, так сказать. Но я бы начал с сюжета, связанного с расколом Русской православной церкви в середине 18-го века. И о том этнокультурном последствии, которое случилось. То есть общество не просто раскололось, а одна часть общества начала преследовать другую за взгляды, за другое, религиозное в данном случае, мировоззрение. И у людей было несколько моделей, несколько способов выживания. Один из них – это оставаться в привычных себе местах, и до сих пор потомки их проживают и в Центральной европейской части России, и вокруг. Но второй путь был более последовательный. И начиная, в общем-то, с 60-70-х годов 17-го века, как только какая-то часть начинает чувствовать давление со стороны внешнего общества (это касается в конце 17-го – начале 18-го века прежде всего не только церковных каких-то дебатов или попыток обсудить догматы, но это и касается конкретной репрессивной машины, которая была направлена), и в результате значительная часть староверов, значительная часть тех ревнителей дониконовского православия, они вынуждены бежать были на пределы и за пределы на тот момент Российской империи. И тут очень важно указать, что туда, куда они бежали, со временем, спустя два-три поколения, приходила Россия. Это вот такой интересный парадокс. И вот липованская история – это такой частный случай вот этой большой истории о русской диаспоре, этноконфессиональной диаспоре, которая формировалась на протяжении более полутора столетий, так сказать, до середины 19-го века точно.
Слушайте в аудиофайле!