Авторские материалы Платные сервисы будут бороться?
Персоны
Российское правительство одобрило поправки в закон «О защите прав потребителей», защищающие средства граждан на банковских счетах от скрытых списаний со стороны различных интернет-сервисов. Новые нормы запретят онлайн-платформам автоматически списывать плату за подписки, а пользователи могут поставить запрет на использование реквизитов своих банковских карт. Подробности выяснял наш корреспондент Олег Яхонтов.
По последним данным, почти каждый четвертый житель России в разное время пользовался платными онлайн-сервисами. При этом почти 70% из них хотя бы раз забывали о действующей у них платной подписке. Поэтому главная цель новой нормы – защитить потребителей от недобросовестных действий поставщиков услуг по подписке, исключить возможность манипуляций, введения граждан в заблуждение относительно существенных условий договора.
Например, какой-то интернет-кинотеатр предлагает оформить подписку на месяц за символическую плату в 1 рубль, указывая, что от нее можно всегда отказаться и что потребителя заранее предупредят о следующем списании средств. Однако, во-первых, это происходит не всегда, и письмо-уведомление, присланное на электронную почту, может уйти в спам или потеряться на фоне других сообщений, а, во-вторых, отписаться от услуг подчас бывает очень сложно. Необходимо перейти по массе ссылок, писать в техподдержку, и опция оказывается тщательно скрыта в карте сайта. Иногда клиенты даже перевыпускают банковскую карту, чтобы избежать новых платежей, которые не могут прекратить, даже удалив данные карты из "личного кабинета" сервиса. Однако реквизиты по факту все равно остаются в информационной системе платформы. В них она заинтересована, и, по словам IT-эксперта Григория Стенькина, через определенное время старая подписка неожиданно всплывает и производятся фактически несанкционированные списания средств.
СТЕНЬКИН: Бывает иногда, что на сайте написана информация о том, что вы подписываетесь на ежемесячную оплату услуги или какого-то товара. Это написано маленькими буквами и стоит "галочка". Если вы не заметили это "галочку", то с вас будут ежемесячно списывать абонентскую плату за то, чем вы не пользуетесь.
Поправки в закон «О защите прав потребителей» призваны изменить эту ситуацию и уберечь потребителей от несанкционированных списаний. Ведь некоторые торговые площадки прописывают такую процедуру в своих правилах. То есть в них указывается возможность списывать деньги без уведомления даже по удаленным платежным данным. Формально закон не нарушен. Ведь в нем нет запрета на добавление таких пунктов в пользовательские соглашения. В итоге, по словам юриста Аллы Георгиевой, клиент вынужден блокировать свою карту.
ГЕОРГИЕВА: Бывает даже так, что человек гарантированно отписался, но в то же время все равно деньги продолжают списываться с его банковской карты, которая привязана к аккаунту, поэтому гарантированно, чтобы с него не списывались денежные средства, лучше всего заблокировать банковскую карту, которая привязана к аккаунту.
В соответствии в обновленным законом клиент любого интернет-сервиса, будь то онлайн-кинотеатр, музыкальный канал или производитель компьютерных игр с ежемесячной оплатой, сможет поставить запрет на использование реквизитов его банковской карты, если он удалил ее из "личного кабинета". А продавцы должны будут обеспечить возможность такого запрета. Кроме того, потребители избавятся от сложных процедур отказа от подписок, поскольку расторжение договора и прекращение списания периодических платежей будет четко урегулировано законом. Это означает, что если потребитель удалил банковскую карту из "личного кабинета" или приложения сервиса, компания не имеет права продолжать списывать с нее денежные средства. Ряд экспертов предполагают, что после принятия поправок подписка на многие онлайн-сервисы увеличится, однако, по мнению главы общественной организации по защите прав потребителей Олега Павлова, добросовестному бизнесу ничего не угрожает и цена не изменится.
ПАВЛОВ: На самом деле, разговоры о повышении тарифов – это не более чем попытки манипуляций со стороны бизнеса. Напротив, в условиях, когда любой сервис будет знать о том, что потребитель будет предупреждаться об очередном списании и будет иметь возможность отказаться, сервисы будут бороться за каждого пользователя.
Кроме того, потребители избавятся от сложных манипуляций по отказу от подписок, поскольку процедура расторжения договора и прекращения списания периодических платежей будет четко урегулирована законом. В случае одобрения поправки приобретут юридическую силу с 1 сентября этого года.