Авторские материалы Возвратный лизинг для граждан – финансовая ловушка?
Персоны
В России продолжает быть востребованным возвратный лизинг. Его возросшая популярность объясняется ограничениями, которых становится все больше в сфере кредитования. Однако подобные сделки могут быть рискованными, поскольку не контролируются Центробанком, а на рынке действует масса недобросовестных игроков. В проблеме разбирался наш корреспондент Олег Яхонтов.
Лизинг, как таковой, абсолютно законен и широко используется в бизнесе, когда та или иная компания использует чужое имущество, постепенно его выкупая. Это может быть самолет, автомобиль такси или заводские станки. Однако в последнее время на фоне различных ограничений в сфере кредитования возвратный лизинг стал некой альтернативой подобных банковских услуг для обычных граждан. Соответственно на рынке появилось множество фирм, предлагающих «быстрые деньги» тем, кому отказали в кредите. На первый взгляд система выглядит безупречно: гражданину отказали в кредите, но у него есть автомобиль. Он переоформляет его в собственность лизинговой компании и получает деньги в сумме намного меньшие, чем рыночная цена машины. Причем он продолжает на ней ездить, выплачивая фирме обозначенную в договоре сумму займа. Полностью расплатившись, клиент возвращает себе право собственности на свое имущество. Однако, проблема состоит в том, что подобные операции классифицируются, как купля-продажа и не поднадзорны ЦБ по формальным признакам. А раз там нет контроля и не работают правила регулятора, как, например, ограничение размера штрафов, максимальной переплаты и многие другие, то на рынке появилось большое количество фирм, чья деятельность, по словам Управляющего партнера компании Скрипченко и партнеры Виктора Скрипченко, граничит с откровенным мошенничеством.
СКРИПЧЕНКО: В данном договоре прописываются большие штрафы и пени. На машину, как правило, устанавливается устройство, которое отслеживает ее передвижения, и в случае первого нарушения каких-то условий по данному договору, автомобиль просто на просто забирают, и человек остается без своего автомобиля и фактически продает его за какие-то копейки.
В подобную финансовую ловушку попала супружеская пара из Москвы, отдав свою почти новую иномарку в обмен на быстрый кредит. В компании, оформляя договор купли-продажи, заверили, что это обычная практика и прописали график платежей и возможные штрафы – 8 тыс. рублей в день за первые 10 дней просрочки и 44 тысячи за каждый последующий. В итоге возник форс-мажор из-за проблем со здоровьем у одного из членов семьи. Штрафы стали копиться с огромной скоростью и пара лишилась своего транспортного средства. Есть и примеры, когда договором разрешено погашать задолженность только через сайт, на котором постоянно появляется ошибка или ведутся технические работы. Человеку просто не дают возможности этот долг погасить вовремя. По мнению юриста Виктора Скрипченко, перед тем, как подписываться под астрономическими штрафными санкциями необходимо 100 раз все взвесить, если же договор подписан, то все равно есть возможность его оспорить:
СКРИПЧЕНКО: Если обратить внимание, что такой обман присутствует, то в 15-дневный срок можно добиться расторжения в силу того, что людей вводят в заблуждение самой природой сделки, потому что люди, как правило, не до конца понимают, что они покупают свою же машину в кредит.
В Генпрокуратуре предупреждают, что, хотя компании, незаконно кредитующие граждан под видом лизинга, фактически подпадают под статью о мошенничестве, формально отвечают лишь по статье административного кодекса о незаконной деятельности по предоставлению потребительских кредитов. По словам эксперта проекта ОНФ "За права заемщиков" Александры Пожарской, все, что грозит таким фирмам – это штраф:
ПОЖАРСКАЯ: Нет закона – нормы, которая бы регулировала взаимодействие потребителя-физического лица и компании, которая выдает займы под залог автомобиля с применением схемы возвратного лизинга. По этому поводу было дано поручение Росфинмониторингу, банку России и Генпрокуратуре. Они выявили недобросовестные практики заключения сделок возвратного лизинга, которые нарушают права потребителей и заведомо для них невыгодны.
Пока Росфинмониторинг ввел режим обязательного контроля за операциями возвратного лизинга, когда компании в течение двух лет обязаны представлять в ведомство информацию о своих сделках. Организуют проверки и банки, которые анализируют платежи своих клиентов – юридических лиц, и в случае подтверждения подозрений прекращают с такими компаниями отношения.