Авторские материалы В ЕС хотят "военный Шенген"
Персоны
Страны Евросоюза работают над созданием «военного Шенгена» для быстрого перемещения большого количества войск и военной техники, сообщает европейские СМИ. Речь идет о создании зоны военной мобильности с общими правилами и процедурами, а также сетью наземных коридоров, аэропортов и морских портов "на случай войны или серьезного кризиса". С подробностями – наш европейский корреспондент Елена Балаева.
Еще летом этого года руководство Евросоюза задумалось над тем, пригодна ли дорожная инфраструктура ЕС для передвижения военной техники в случае, если придется отражать военное вторжение. Тогда газета "Файненшнл Таймс" взяла интервью у еврокомиссара по транспорту Апостолоса Цицикостаса, который нарисовал неутешительную картину. Если бы НАТО пришлось отражать вторжение российских войск через восточную границу Евросоюза, танки застряли бы в туннелях и разрушили мосты. Еврокомиссар тогда посетовал, что большая часть нынешней инфраструктуры Европы не рассчитана на перевозку тяжелой военной техники. Грузовики обычно перевозят в Европе грузы весом до 40 тонн, тогда как танки обычно весят почти в два раза больше. Тогда же Цицикостас сообщил о планах выделить 17 млрд евро на модернизацию европейских дорог и мостов.
И вот теперь все подробности этого плана будет обсуждать Еврокомиссия. Как передает польская пресса, в данный момент Брюссель начал сотрудничество с национальными правительствами и со штаб-квартирой НАТО для того, чтобы просчитать движения военной техники и персонала по всей Европе в случае конфликта.
Обсуждается предложение о создании базы общих транспортных ресурсов, включая грузовики, железнодорожные вагоны и паромы, принадлежащие сейчас разным государствам. План позволит странам ЕС предоставлять друг другу военный транспорт во время кризисов, повышая скорость и эффективность мобилизации армии по всему континенту, об этом уже сообщают источники газеты Financial Times.
Как пишет издание, так можно сократить время, необходимое военным силам для пересечения территории Евросоюза. Например, сейчас, чтобы перевезти технику из одной страны НАТО в другую, военным приходится ждать разрешения на пересечение границы несколько дней.
Сейчас подобный план сотрудничества уже действует в рамках противопожарной безопасности. Пожарные и их техника получают разрешение на пересечение границ очень быстро.
Однако с военной техникой – не все просто. Как говорят чиновники Еврокомиссии, усложняет план тот факт, что зачастую транспортом владеют разные компании, в том числе частные операторы.
Польская пресса сообщает, что Германия уже предприняла шаги по подготовке соглашений между правительством Германии, железнодорожным оператором Deutsche Bahn и оборонным подрядчиком Rheinmetall для облегчения передвижения военного транспорта. Lufthansa также выразила готовность поддержать военные усилия, включая техническое обслуживание самолетов и подготовку пилотов-истребителей.
Как уже неоднократно заявляла Еврокомиссия, ее долгосрочная цель – создании к 2027 году общеевропейской зоны военной мобильности с согласованными правилами и процедурами перевозки войск и техники в тесной координации с НАТО.