Картинка

Авторские материалы "Приятная" цена: будут ли магазины менять "граммы" в ценниках на "килограммы"

5 ноября 2025, 17:23

Персоны

Вес на ценниках в магазинах могут привести к единому знаменателю. Депутаты Госдумы выступают за введение унифицированной весовой единицы измерения товаров. Т.е. чтобы цена была указана только в килограммах и литрах. Сейчас вес указывают как в килограммах, так и в граммах, что вводит потребителей в заблуждение. Им трудно сопоставить цены и понять, какова реальная цена продукта. Инициативу поддержали защитники прав потребителей. Однако аналитики рынка считают меру излишней и необоснованной. Придется ли переписывать ценники в магазинах, выясняла Марина Костюкевич.

Хороший кусок мяса или любимые конфеты, порой, так манят своей низкой ценой, что потребитель радостно кладет их в корзину. И только на кассе понимает, что цена была указана за 100 граммов, а не за килограмм. В результе уже и возвращать товар не хочется, тем более, если он оплачен, так что приходится забирать покупку. И на этом активно играют сети, считают в Госдуме. Потребителя сначала вводят в заблуждение, а потом ставят в такое положение, что он вынужден соглашаться на высокие траты. Депутаты уверены: чтобы ценообразование было понятным, надо установить единый, универсальный формат указания стоимости весовых товаров во всех магазинах.

Внимание на эту проблему обращают не впервые. Защитники прав потребителей настаивают давно: нужно исключить законодательно такую уловку, напоминает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

КАРПОВ: Проблема в свое время обсуждалась, чтобы на ценнике присутствовала стоимость позиции, как ровная единица. Чтобы потребитель мог сравнивать с другими ценниками, сколько, условно говоря, стоит тот или иной продукт весом килограмм или литр. Сравнения происходят гораздо проще, чем когда вес указан в граммах и человеку сложно посчитать, какой продукт дешевле. Торговля против этого возражала, потому что нужно было больше размещать информации на ценнике.

Именно из-за дополнительных расходов торговли на замену ценников и не приняли 2 года назад в Госдуме законопроект об установлении единой цены в килограммах или литрах. После всех подсчетов стало понятно, что траты на замену ценников продавцы переложат на потребителя, говорит научный руководитель центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Это издержки для торговли, которые лягут в стоимость товара. Некоторые перекосы есть, но вот так бороться, бегать ценники менять... В любом торговом центре – около двух, а то и трех тысяч номенклатур товара. Т.е. директор магазина должен нанимать 3-4 человек, которые будут ценники расписывать. А как я буду отбивать это увеличение? Естественно, я дороже поставлю товар.

Выходит, покупатель должен оставаться один на один с маркетинговыми уловками и постоянно заниматься просчитыванием цен? На деле все покупатели давно уже изучили эти подходы и, попав на уловку однажды, чувствуют подвох сразу, говорит Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Люди все это знают и понимают, давно это прожили и изучили. Из тысячи человек один, может, из тысячи не понимает, что там происходит с ценами, если у него там 100 граммов, остальные – разумные люди и все это знают.

Многие эксперты склоняются к тому, что для фасованного товара цена должна указываться полностью, а не за граммы. Если же продукт продается неупакованным, стоимость следует указывать либо за единицу объема, либо за единицу веса.

При этом эксперты отмечают, что в случае принятия такого закона предприниматели найдут другие ходы, чтобы представить на ценнике стоимость, приятную глазу покупателя.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация