Картинка

Авторские материалы Регулирование наценки – путь к дефициту?

6 ноября 2025, 12:59

Персоны

Магазинам могут запретить ставить наценку на товары выше 15%. Сейчас надбавка может доходить до 300%, из-за чего идет рост цен, – посчитали депутаты и внесли в Госдуму законопроект, ограничивающий накрутку. Представители бизнеса считают такой подход неверным. Они поясняют, что берут кредиты по высокой ставке и вынуждены перекладывать свои издержки на покупателей через наценку, чтобы получить прибыль. Эксперты опасаются, что введение потолка наценки в 15% существенно сократит доходы торговых сетей и в итоге может привести к дефициту товаров. Насколько эффективным окажется регулирование наценки – выясняла Марина Костюкевич.

Берешь у производителя за 100 рублей, прибавляешь 15% и продаешь за 115 покупателю. И не копейкой больше. Такой алгоритм действий торговым сетям предписали депутаты. Они считают, что аппетиты продавцов напрямую влияют на рост цен, а потому эти самые аппетиты стоит поумерить. Тем более, что иногда накрутка может доходить аж до 300%. А это уже перебор – считают авторы законопроекта, который вынесен на рассмотрение Госдумы. По их мнению, на рост цен напрямую влияет целенаправленное их завышение.

На первый взгляд, идея должна понравится потребителям, но это лишь на первый взгляд. Такой подход, если его одобрят, может отрикошетить и по самим покупателям – напомнили представители бизнеса. Они сочли законопроект не просто малореалистичным, но и откровенно вредным. И пояснили: при потолке надбавок в 15% они попросту не выживут. При ставке ЦБ в 16,5% торговые компании берут кредиты и вынуждены перекладывать свои издержки на покупателей через наценку как основной способ получения прибыли – говорит научный сотрудник Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: 15% – это их чистая прибыль. На что она им нужна? На зарплату, на инновационные продукты, которые в торговле, торговля должна закупать холодильники, перевозить товар, платить аренду, вот это и есть торговая наценка. Она бывает разной. От нуля и до 100%.

Как правило, сверхвысокая наценка применяется не во всех продуктах. Но именно за их счет, в том числе, и получают прибыль магазины. Если это убрать, и сделать для всего единые 15%, то продавцам будет невыгодно ставить на полки некоторые виды продуктов. Они уйдут с прилавков. И тогда может возникнуть дефицит – поясняет член правления Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха.

ИЛЮХА: Если ограничить, то в первую очередь выпадут товары с низкой частотой потребления, которые будет невыгодно держать с маленькой наценкой, в зоне риска окажутся все товары премиального сегмента, которые, с точки зрения данного магазина, выпадают из обычной корзины покупателя. Допустим, дорогие колбасы, элитный алкоголь, черная-красная икра в хорошей упаковке, которая покупается редко, но за счет высокой наценки выгодна магазину.

Впрочем, цены завышают не только на эти продукты – говорят сторонники введения наценочного потолка. И напоминают, что осенью прошлого года ФАС выявила стопроцентное завышение цен на хлеб в торговой рознице, также были случаи значительного разрыва в опте и рознице по рыбе, картофелю и зерну.

В случаях, когда речь идет о социально значимых продуктах, действительно должен включаться механизм временного ограничения цен, который действует в России с 2010 года. Но вводить на постоянной основе регуляцию наценки и определять потолок в 15% контрпродуктивно – считает Георгий Остапкович.

ОСТАПКОВИЧ: Если это поставить постоянно, то торговля за счет своих издержек и производители, мне кажется, это избыточная мера. Мы все-таки страна с рыночной экономикой, то она регулирует цены именно рыночными механизмами, равновесия спроса и предложения. Могут банкротиться предприятия торговые, не самый удачный момент. В мегаполисе еще это может выдержать, но у нас страна огромная, и в каких-нибудь Нижних Мамырях или в Мендюкине вводить всю эту регламентацию... Плюс у нас 600 000 розничных магазинов, вы разве проконтролируете такое количество?

Экономисты считают, что держать цены в узде можно другим, классическим рыночным способом – создавая конкуренцию. Когда есть ценовой выбор, покупатель рано или поздно начнет диктовать рознице что, за сколько и с какой накруткой ставить на полку, чтобы он это купил.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация